Челябинск сталинский. Как эпоха сформировала город

Иосиф Виссарионович Сталин. Даже сейчас, через 72 года после его смерти, мы произносим это имя с придыханием. Сколько всего связано с этим человеком в нашей стране! Кто-то считает его величайшим злодеем в истории, клеймит диктатором, а кто-то превозносит до небес. Ни те, ни другие, конечно же, не правы.

Челябинск сталинский. Как эпоха сформировала город
Фото: Вячеслав Шишкоедов (из архива «Южноуральской панорамы»)

Но вот о чем мы можем сказать с уверенностью, что судьба нашего города, его вектор развития и даже современный облик определялся решениями Отца Народов. Его воля подняла Челябинск из малозначительной точки на карте до индустриального гиганта, кузницы Победы, Танкограда. Давайте же окунемся в историю и убедимся, что Челябинск - город Сталина.

Коба на Кировке

Начнем с того, что у нас нет ни одного документа подтверждающего, что Иосиф Сталин бывал в Челябинске. Но вот юный марксист и революционер Иосиф Джугашвили скорей всего проезжал станцию Челябинск не раз. Все дело в том, что с 1899 по 1912 годы он несколько раз оказывался в руках царских властей и отправлялся в ссылку далеко на Восток. А единственный путь в Сибирь проходил по железной дороге через Челябинск и шансов разминуться с нашим городом у заключенного просто не было.

Тем более, что в Челябинске в конце 19-начале 20 века располагалась крупная пересыльная тюрьма. Находилась она в пределах улиц Азиатской (Елькина), Уфимской (Кирова) и Болгарской (пр. Ленина), где сейчас находится здание Заксобрания Челябинской области.

Бытует легенда, что строение, где мог содержаться революционер Джугашвили, якобы сохранилось, но это не так. Пересыльная тюрьма состояла из нескольких одноэтажных деревянных бараков, обнесенных деревянным же частоколом. Разумеется ничего из этого дойти до наших дней не могло. Еще в 1910 на этом месте было построено каменное здание Госбанка, а уже при сталинской власти оно было реконструировано и достроено для размещения в нем обкома партии.

Здание законодательного собрания, Ленина, 56. На этом месте располагалась пересыльная тюрьма, где мог пребывать Сталин. Фото автора

В начале ХХ века условия содержания заключенных в челябинской тюрьме были тяжелыми: теснота, грязь, антисанитария. Но надзор был не самым строгим. Именно поэтому заключенные нередко сбегали, а кого-то и просто отпускали в город погулять. Учитывая коммуникабельность юного Кобы, вполне допускаю, что он запросто мог “отпроситься” на денек. Улица Уфимская, как и современная Кировка, в то время изобиловала питейными заведениями. Так что сегодня, весело проводя пятничный вечер в одном из баров Кировки, вы, вполне возможно выпиваете ровно на том же месте, где больше ста лет назад это делал Сталин.

Административная преемственность

Но нас куда больше интересует время правления Иосифа Виссарионовича. Именно при нем было принято несколько решений, ставших судьбоносными для города. Начнем с образования Челябинской области. В 1923 году, когда завершилась Гражданская война, карту СССР расчертили, что называется, широкими мазками. Так появилась Уральская область, включающая территории от Северного Ледовитого океана до жарких степей Казахстана. Нужно ли говорить, что управлять такой территорией, превосходящей по размерам любую европейскую страну, было крайне тяжело. Поэтому назревала административная реформа.

В 1934 году ВЦИК принял постановление о разделении Уральской области на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую. Так Челябинск продолжил административную преемственность, ведь он был губернским городом еще во времена Российской империи. Но так могло и не сложиться, ведь у Челябинска на Южном Урале был город-конкурент.

Бурый козырь

Представьте себе альтернативную реальность, где столицей Южного Урала стал бы Златоуст - старинный город с оружейными традициями и демидовскими заводами, крупный промышленный центр начала 20 века. Но история распорядилась иначе, и ключевую роль в этом сыграла Челябинская ГРЭС - первенец плана ГОЭЛРО на Урале. Почему же станцию построили именно в Челябинске, а не в более развитом тогда Златоусте? И как это решение превратило скромный уездный город в индустриальное сердце региона?

Район ЧГРЭС состоит, в основном, из зданий сталинской постройки. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

В 1920-е годы, когда советское правительство обсуждало электрификацию страны, Златоуст казался более перспективным местом для строительства крупной электростанции. Однако у Челябинска оказался козырь, который перевесил все аргументы: огромные запасы бурого угля.

Проблема была в том, что челябинский уголь был низкокачественным — он плохо горел, быстро рассыпался и не выдерживал перевозки на большие расстояния. Использовать его можно было только на месте - а значит, электростанцию логичнее было строить прямо у месторождения.

«Очень многие сомневаются в целесообразности постройки районной станции в Челябинске. Говорят - лучше бы в Златоусте. Но причина в том, что в Челябинском округе, в нескольких верстах от города, есть мощный бассейн бурого угля. Этот уголь не выдерживает перебросок в другие районы и портится. Поэтому встал вопрос об использовании этого угля на месте» - писала в марте 1927 года газета «Уральский рабочий».

Решение построить станцию в Челябинске стало точкой невозврата для всего региона. В 1930 году ЧГРЭС дала первый ток, и сразу же началось бурное развитие промышленности. Без дешевой энергии ЧГРЭС ни один из заводов не смог бы работать. А Златоуст, не получив такого энергетического узла, постепенно отошел на второй план.

Не принуждение, а сознательный героизм

С мощной электростанцией, огромными запасами угля и крупным железнодорожным узлом, в годы сталинской индустриализации Челябинск превратился в один из ключевых промышленных центров СССР. Этот прорыв стал возможен благодаря беспрецедентному трудовому героизму советских людей - рабочих, инженеров, крестьян, в едином порыве строивших мощь своей страны с именем Сталина на знаменах и в сердцах. Простите за “совковый” язык, менее пафосно говорить и тех годах - неуместно.

В 1930 году началось строительство Челябинского тракторного завода - флагмана первой пятилетки. На стройку со всей страны съехались 50 тысяч комсомольцев-добровольцев. Жили в палатках и бараках, работали по 12-14 часов в сутки в любую погоду. Уже в июне 1933 года завод выпустил первый гусеничный трактор «Сталинец-60», пусть это и был пересобранный из советских компонентов американский Caterpillar-60. Инновации челябинских тракторостроителей были еще впереди.

Музей ЧТЗ тщательно хранит историю машиностроительного гиганта. Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Великая Отечественная война стала временем наивысшего подъема челябинской промышленности. В 1941 году сюда эвакуировали Ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы. В считанные недели на базе ЧТЗ был создан легендарный «Танкоград» – крупнейший в мире центр производства бронетехники.

Рабочие, среди которых большинство составляли женщины и подростки, трудились без выходных. Норма – 11 часов в смену, но многие оставались на вторую смену добровольно. За станками стояли 15-летние мальчишки, подставляя ящики, чтобы дотянуться до оборудования. Инженеры спали прямо в цехах.

Параллельно в рекордные сроки был построен Челябинский металлургический комбинат, давший стране стратегически важный металл. Основную рабочую силу составили 45 тысяч добровольцев – крестьян, рабочих, специалистов. На строительстве ЧМК трудились и до 27 тысяч заключенных Бакаллага. Это осужденные, а также военнопленные немцы, венгры, хорваты и другие европейцы, взявшие в руки оружие чтобы воевать с Советским Союзом. Они получали гарантированный паек (2 500 ккал/день - вдвое больше, чем советские пленные у немцев) и медицинскую помощь. А самое главное, возможность через труд вернуться домой живыми. И в отличие от Освенцима и других немецких лагерей смерти, где над воротами была печально известная надпись “Arbeit macht frei” (Труд освобождает), в Бакаллаге это действительно было так. Из 2,4 млн пленных гитлеровцев в СССР, 85% вернулись домой - беспрецедентный показатель гуманности.

После войны челябинские заводы продолжили развиваться. ЧТЗ стал флагманом советского тракторостроения, ЧМК – крупнейшим производителем качественных сталей. Сегодня эти предприятия остаются опорой российской промышленности.

Подвиг челябинских рабочих – пример того, как весь советский народ единым усилием строил мощь своей страны. Не принуждение, а сознательный героизм миллионов стал главной силой индустриализации. Именно об этом мы должны помнить в первую очередь, рассказывая о сталинской эпохе.

Красота по-советски

В венах подавляющего большинства из нас – ДНК тех людей, которые жили и умирали за Сталина. Его эпоха преобразила Челябинск не только как промышленный гигант, но и как город с уникальной архитектурой, комфортным бытом и развитой социальной инфраструктурой. В 1930–1950-е годы здесь появились величественные здания в стиле неоклассицизма и сталинского ампира, а тысячи рабочих впервые переселились из землянок в благоустроенные дома с водопроводом, электричеством и центральным отоплением.

Дом с эркерами, Цвиллинга, 37. Фото автора

Центр Челябинска украсили здания, которые и сегодня формируют его облик:

  • Площадь Революции с ансамблем административных зданий, включая бывший обком КПСС (ныне Законодательное собрание) и Дом работников облисполкома (1938 г.) - образец советского монументального классицизма с колоннадами, арками и лепниной;  
  • Гостиница «Южный Урал» (1941 г.), напоминающая итальянские палаццо, и жилые «дома-кварталы» с музеями и магазинами, где первые этажи отводились под кафе и общественные пространства;
  • Соцгород ЧТЗ - экспериментальный район, где рабочие жили в домах с фабриками-кухнями, банями, театрами и клубами. Здесь изначально даже не было индивидуальных кухонь - питались в столовых, а досуг проводили в ДК ЧТЗ (1933 г.).

До 1930-х многие рабочие ютились в бараках, но с началом индустриализации для них построили десятки жилых домов с высокими потолками, просторными комнатами и коммунальными удобствами. Появились сотни школ, больниц и вузов. И все это для пролетария. Бесплатно. Даже Парк культуры и отдыха в Челябинском бору (1934 г.), спроектированный московскими архитекторами как «зелёный символ социалистического досуга» - наследие сталинских времен.

жилой дом облисполкома, пр. Ленина, 54. Фото автора

Сталинская эпоха сделала Челябинск не только Танкоградом, но и городом, где архитектура, быт и социальные блага стали частью новой жизни. И пусть сегодня некоторые здания нуждаются в реставрации, их масштаб и заложенные в них идеи до сих пор впечатляют.

Память в камне

Памятников Иосифу Виссарионовичу в нашем городе было предостаточно. Достоверно известно о следующих:

  • На Алом Поле, недалеко от нынешнего храма Александра Невского;
  • На проспекте Ленина, напротив публичной библиотеки;
  • У кинотеатра “Родина” (сейчас - органный зал);
  • В горсаду имени Пушкина;
  • В ПКиО имени Гагарина;
  • На проспекте Ленина у первой проходной ЧТЗ;
  • На ЧМЗ, в детском парке “Металлург” (сейчас - имени Тищенко);
  • Перед школой №50.

Наверняка были и другие, но все были снесены до 1956 года, после речи Хрущева на ХХ съезде КПСС, которая разоблачала культ личности. Интересно, что памятник из 50-й школы сохранился и сейчас находится в музее ЧЭМК. Моя мама училась в той школе и хорошо помнит его:

- У нас перед школой стоял памятник Сталину, - вспоминает Светлана Малетина. - Перед ним проходили линейки, собрания. Мы постоянно бегали вокруг него на переменах, играли. А потом, мы просто пришли в одно утро в школу и увидели, что его нет. Просто за ночь убрали.

Еще один памятник Сталину в Челябинске сегодня находится в музее школы №53. Там установлен бюст исторического деятеля. И напомню, что улица Российская, а также Центральный район когда-то также носили его имя. А когда Сталин умер, на площади Революции, собралось столько людей, сколько не собирал ни один фестиваль или концерт. Горожане искренне скорбели о том, что он - ушел.

Правда на поверхности

Итак, короткой строкой. С 1924 по 1953 годы территория Челябинска выросла с 30 до 120 км2 (в 4 раза), население - с 59 тысяч до 600 тысяч (в 10 раз). Появились все крупные промышленные предприятия, которые обеспечивают работой челябинцев по сей день. Горожане массово получили доступ к коммунальным благам, медицине, образованию, отдыху и прочее прочее. Даже дороги асфальтировать начали тогда.

жилой дом облисполкома, пр. Ленина, 54. Фото автора

Память о Сталине очень долгое время пытались очернить и затереть, но сделать этого не удастся. Цеха ЧТЗ, ЧЭМК, ЧМЗ, а также каменные улицы все помнят. Памятники можно снести, улицы - переименовать, даже людей - одурачить. Но народная память жива и ее никак не обмануть. Просто пройдитесь по улицам города осознанно и сами все увидите. Не умаляя заслуг и решений множества исторических деятелей того сложного времени, признаем: Челябинск - стальной хребет Советского Союза, замысленный и созданный таким несовершенным, брутальным и эффективным волей одного человека - Иосифа Виссарионовича Сталина.

Ранее по теме: Челябинцам рассказали, что скрывают Шершни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру