От Чесмы до Редутово каких-то 18 километров по хорошей асфальтовой дороге. Где-то сбоку по этому же маршруту бежит река Туеткан (кто-то называет ее чуть по-другому — Тееткан). Но с трассы ее не видно — речка то и дело прячет себя под достаточно высоким берегом, да и небольшой размер не дает возможность выхватывать ее взглядом издалека. Уж не знаю, чем намагничивает эта река народы, но они словно сменяющие картинки диафильма шли сюда и селились здесь тысячелетие за тысячелетием, век за веком.
Провожатым по здешним землям стал доктор биологии Евгений Чибилев. Учебно-полевой комплекс «Звездный», за который он отвечает, и базирующиеся здесь экспедиции задействованы здесь в массе исследований — от археологических и этнографических до дендрохронологических и палеонтологических. Открытие «нашпигованности» данного места археологическими памятниками, по сути, также принадлежит им.
А вот история самого села Редутово уходит корнями не столь глубоко в века. Основали его, если не ошибаюсь, в самом начале XX века, переселив сюда казаков мусульманского вероисповедания. Их потомки и продолжают сейчас здесь жить — пасут скот, засеивают поля, рожают и воспитывают деток. Село небольшое, но относительно недавно чуть ближе к его окраине возвели большую красивую мечеть, минарет которой виден издалека. Жители Редутово, пусть косвенно, и натолкнули ученых на мысль, что в округе могут оказаться следы совершенно древней истории.
За камнем дождя
Очередные намеки о древности появились после разговора с людьми этнолога Анны Закировой, научного сотрудника музея-заповедника «Аркаим». Молодому исследователю рассказали, что многие местные периодически ходят на другую сторону реки совершать коллективное моление о дожде. Святилище это в народе называют Аулие-Таш, что на русский язык переводится как «Святой камень». Площадка, где до сих пор проводят эти традиционные для мусульман обряды, расположена на достаточно высокой горке, на верхушке которой серьезные валуны образуют круг. В трещинах этих больших камней местные жители оставляют своеобразные жертвы (монетки, записки), а на непривычно разлапистой березке повязывают яркие ленточки. В этих же трещинах ученые (можно сказать, случайно) под слоем земли натолкнулись на орудия каменного века. И было их там не одно-два, а целая коллекция, которой могут позавидовать многие музеи.
«Приехавшим археологам пришлось даже изобретать специальные орудия, чтобы вытаскивать находки из узких трещин, — рассказывает Евгений Чибилев. — В результате было поднято несколько десятков изделий, которые когда-то давно были запихнуты сюда с какой-то целью. Сверху они были накрыты костями и домашних, и диких животных, среди которых были даже окрашенные красной краской. Кости связаны уже с более поздними эпохами».
Как считают ученые, в каменном веке этим трещинам придавалось, судя по всему, серьезное значение. Находили в них в основном даже не сами древние орудия, а, грубо говоря, лом — сломанные изделия или их заготовки. При этом найденные здесь каменные «штуки» из прошлого были выполнены только из светлого кремния, тогда как на обнаруженном недалеко от этого места каменном поселении почти все орудия выполнены из темного камня. Найденная коллекция после подъема смотрелась впечатляюще еще и потому, что среди них были достаточно крупные предметы.
Пожалуй, самое интересно во всей этой истории то, что «каменная» традиция на Аулие-Таш не прекратилась и в наше время. Сейчас это святилище известно далеко за пределами Чесменского района, сюда приезжают люди из других территорий. Его в числе прочего ценят, как источник так называемых «дождевых камней». Если на твоей земле засуха, можно приехать сюда, взять особый камень, отвезти его к себе на родину и поместить завернутым в тряпочку в водоем. После таких действий якобы дождь не заставит себя ждать.
«Мне как-то рассказывали душещипательную историю, — говорит Евгений Чибилев. — В одном из районов была сильная засуха, сюда люди приехали за камнем и отвезли к себе. Но веревочка, которой был привязан мешочек с камнем, оборвалась, и тут же зарядили непрерывные дожди. Шли они, со слов рассказчиков, чуть ли не две недели, пока люди не приехали и не подняли камень со дна. После этого вода с неба перестала лить. Таких историй вам расскажут много. Ученым же интересно, что на протяжении 5-6 тысяч лет эта площадка на неприметной возвышенности выполняет определенные магические функции».
Многослойная «бронза»
Действующее тысячелетиями святилище — ни единственное, что под Редутово будит воображение и ученого, и обывателя. Почти под подножием почитаемой горки ближе к реке археологами обнаружено поселение каменного века. Полноценных раскопок оно еще только ждет, но заложенные шурфы показали, что земля таит тут немало интересного. Пока лопата археологов не вгрызлась в эту местность, сигналы из прошлого приносят весенние ручьи и копыта пасущихся животных, которые то и дело вымывают и выбивают на свет божий каменные орудия. Одно из них посчастливилось найти и мне. После беглого взгляда сопровождающий меня ученый предположил, что перед нами древний каменный скребок достаточно интересной формы.
Чуть поодаль от каменного поселения, на обрывистом берегу Туеткана, река год за годом все больше обнажает другое поселение — уже бронзового века. Здесь выглянули из небытия обугленные деревянные конструкции. «К сожалению, они постепенно обрушиваются в реку, — сетует Евгений Чибилев. — Сейчас вот видны горизонтальные, а раньше стояли вертикальные столбы. Так теряется историческая древесина. В этом году обрушений не было, так как весной было мало воды, а в прошлом году берег обвалился местами до двух метров».
Поселение эпохи бронзы, которое в отчетах ученых носит название «Тееткан», является многослойным (грубо говоря, здесь на одной точке жили представители разных культур в разные века). Самый старый слой, который здесь обнаружен, относится к петровской археологической культуре, а самый мощный слой — к алакульской. Исследователи считают, что прямо в этом месте люди жили на протяжении пяти сотен лет, возможно, с небольшими перерывами. Каждую весну на поселении ученые находят обильный археологический материал. Забавно, что в нескольких метрах отсюда обнаружена стоянка каменного века, поэтому на этом обрыве среди типичных «бронзовых» находок встречаются и отголоски более древних времен.
Сарматское эхо
Несмотря на уже немалое нагромождение археологических памятников на нескольких сотнях метров, их перечисление можно продолжать — редутовская земля богата на историю. Так, чуток протопав от реки вверх на холм, вы наткнетесь на менгир «Пастуший камень». Нашли его также благодаря этнографическим опросам. Одиночный камень торчит из земли почти на метр, имеет явные следы подработки. Когда и кто его сюда притащил и установил, сказать пока сложно, предварительно он датируется бронзовым веком. Но почитают камень местные до сих пор — ходят к нему просить о возвращении потерявшегося скота. Кстати, в начале прошлого века какой-то любитель оставлять автографы набил на нем свое послание с инициалами и датой. Теперь следы бескультурья и вандализма дедов сами стали штрихом истории.
Далее, бродя по округе, мы наткнемся на целый ряд больших и маленьких курганов раннего железного века. Это то самое прекрасное время, когда по Южному Уралу кочевали индоевропейские народы, которые сегодня нам известны под названием сарматы, савроматы. Считается, что они в какой-то степени могут быть потомками людей, которые селились в здешних местах в эпоху бронзы. Их следы на нашей земле в первую очередь фиксируют по могильникам. Пять из них находится как раз на этом клочке земли возле Редутово.
«Самый большой здесь курганный могильник имеет высоту 2 метра 30 сантиметров, — рассказывает Евгений Чибилев. — В момент создания он, вероятно, был еще выше. К сожалению, часть из курганов разграблена, причем многие еще в древности. Периодически возникает вокруг них нездоровый ажиотаж и в наше время. Люди почему-то думают о несметных богатствах, зарытых здесь — золоте, серебре. На самом деле в этих курганах ничего подобного нет. Люди копают, а мы потом собираем за ними брошенные предметы — так, например, была найдена красивая псалия, которая сейчас хранится в Чесменском музее».
Рядом находится почти традиционное сопровождение для таких объектов — казахский зират. Он относится к XIX веку. Как отмечают ученые, казахи очень часто пристраивают свои кладбища к памятникам предшествующих веков. И здесь есть своя, не менее богатая история.
А мы все продолжаем ходить с Евгением от памятника к памятнику — в рассказе ученого пролетают народы и эпохи, оставившие здесь свои следы, а у меня в голове все вертится вопрос: «Что же такое есть в этом месте, почему оно постоянно притягивает к себе людей?». Я смотрю на эту землю, по которой ходили все эти петровцы и сарматы, дышу этим воздухом, которым дышали алакульцы и казахи, и думаю о том, что кто-то в будущем обнаружит в этом месте какие-нибудь следы, оставленные нами. «Лишь бы они были не последними», — пролетает мысль, когда я узнаю, что в Редутово могут закрыть садик, потому что в нем осталось всего несколько детишек, да и в школе едва наберется три десятка учеников. Так что лишь бы наши следы действительно не стали последними для этого вечного уголка.