Как показывает динамика российского рынка автомобилей с пробегом, в настоящее время нет ажиотажного спроса на подержанные машины. И это даже несмотря на усилившийся дефицит новых авто и колебаний курсов валют, что наталкивает покупателей на идею «сохранить» рублевые сбережения, совершая крупные покупки.
По данным агенства Автостат, в марте в России было продано 424 тысячи подержанных легковых автомобилей. Это на 10,9% меньше, чем в марте 2021 года. Рынок показывает отрицательную динамику уже шесть месяцев подряд. В целом в первом квартале текущего года продажи на вторичном автомобильном рынке в России снизились к январю-марту прошлого на 8,5% и составили 1,1 млн машин.
По словам эксперта «Открытие Авто» Сергея Власова, сложившаяся тенденция не позволяет рассчитывать на то, что выставленный на доске объявлений автомобиль сразу «оторвут с руками».
- Но есть и исключения, зависящие от бренда. К примеру, продажи подержанных автомобилей премиальных брендов в России за первый квартал увеличились год к году на 23%, притом, что их средняя цена увеличилась на 44% и составила 4,9 млн рублей, - рассказал эксперт.
Причина этого в том, что на рынке новых автомобилей на премиальные бренды весной 2022 года был еще больший дефицит, чем на массовые.
- Поставки и производство в России прекратило подавляющее большинство международных автоконцернов. В этих условиях машины в возрасте до трех лет покупатели стали рассматривать как прямую альтернативу новым, - сказал Сергей Власов.
Когда началась спецоперация, на короткий период продажа автомобиля с пробегом стала приносить владельцам высокую доходность, так как резко выросли цены. На фоне дефицита новых машин у них появилась возможность продать ухоженные «трехлетки» дороже, чем эти же модели по обозначенным в официальных прайс-листах ценам.
- В обычной ситуации подорожание автомобилей с пробегом на рынке проходит далеко не столь активными темпами, как в сфере новых машин, и заметно растянуто во времени. Однако нынешняя весна изменила это правило, - отметил Сергей Власов.
Но уже в начале апреля ситуация стабилизировалась. Паника, которая царила в авторитейле в конце февраля и в большей части марта, стихла. Подскочившие цены сначала заморозились, а затем стали постепенно снижаться. В ближайшей перспективе данные факторы будут уменьшать выгоду от продажи автомобиля с пробегом.
- Причина в том, что запредельно «взвинченные» цены заставили покупателей отложить покупку, совсем от нее оказаться или, в лучшем случае, выбирать автомобили на размерный класс ниже, большего возраста и пробега. Спрос на рынке уменьшился. В итоге как частные продавцы, так и дилеры стали сговорчивей в предоставлении скидок. Стал заметен процесс корректировки цен в сторону понижения (в пределах 10-12% в первые недели апреля) и на автомобильных классифайдах, - рассказал Сергей Власов.
Он отметил что ужесточение конкуренции и отсутствие новых потрясений на рынке приведет к тому, что частные продавцы и юридические лица будут вынуждены снижать свою доходность по сделкам с автомобилями с пробегом.
- У официальных дилеров в марте-апреле текущего года она составляла в среднем 25-30%. Все это дает надежду на дальнейшее снижение цены. Однако окончательные выводы можно будет сделать только по итогам второго месяца весны, - сказал эксперт.
Сергей Власов считает, что если у продавца есть цель превратить актив в деньги, то, возможно, стоит поспешить со сделкой, пока цены еще высоки.
- Но легкой и быстрой продажи из-за слабого спроса не будет. А если речь идет о привычном желании обновить автомобиль, то более верным решением будет взять паузу до прояснения ситуации. В конце концов, альтернатив проданному автомобилю рынок в условиях дефицита новых моделей у дилеров предложить может немного, - отметил эксперт.