МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Министр Виталий Литке: Непонятные вузы Челябинской области не нужны

С какими рисками могут столкнуться южноуральские школьники в случае отмены ЕГЭ. Хватает ли региональной системе образования учителей. Будут ли открываться на Южном Урале новые высшие учебные заведения. Об этом и многом другом шел разговор в рамках проекта «Большая редакция» с министром образования Челябинской области Виталием Литке.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

В чем сильны южноуральские школы

— Виталий Владимирович, есть ли у Челябинской области какая-то особая специализация в сфере образования, какие-то особые достижения в этом направлении в сравнении с другими российскими регионами?

— Система образования в Челябинской области в принципе очень сильная. Это складывается из тех исторических условий, которые у нас были, и из того потенциала, которым был накоплен в последние годы. Так что у нас много лидерских позиций. Одна из них — результаты участия нашего региона во Всероссийской олимпиаде школьников. Мы входим в пятерку лучших, сильнейших субъектов Российской Федерации по количеству призеров и победителей, что говорит о том, что у нас качество общего образования находится на достойном уровне. У нас увеличивается количество высокобальников в ЕГЭ. В прошлом году в этом направлении регионом был поставлен своеобразный рекорд — 192 стобальных результата.

Есть у нас и топовые школы, которыми может гордиться Челябинская область. Некоторые из них входят в число сильнейших школ Российской Федерации.

Если говорить про следующий уровень образования — профессиональное, то здесь мы, например, сохраняем лидерские позиции по количеству кластеров проекта «Профессионалитет», что говорит о том, что наши колледжи очень конкурентоспособны. Они фактически позволяют нам решать важнейшие задачи подготовки необходимых специалистов для экономики. Одна из сильных сторон нашей системы профессионального образования — серьезная интеграция наших образовательных учреждений с экономикой, промышленностью. Профориентационные процессы у нас уходят гораздо глубже профессиональных образовательных организаций. Мы говорим, например, об инженерных классах, которые созданы и продолжают развиваться в наших школах. Этот компонент позволяет ребятам обеспечить хорошую, правильную профессиональную маршрутизацию. У нас есть замечательные центры дополнительного образования, помогающие ребятам обучаться современным технологиям. В наших университетах сегодня формируются очень интересные центры развития компетенций по традиционным для Челябинской области отраслям, например, в металлургии и машиностроении. У нас создаются серьезные заделы для развития цифровой индустрии.

Связанность всех уровней образования, их связанность с экономикой, с задачами инновационного развития, безусловно, являются ключевым компонентом успеха нашей системы образования.

— А насколько отличается образование в южноуральских сельских школах? Оно уступает городскому? Строятся ли на селе новые школы?

— Личная позиция губернатора Челябинской области Алексея Текслера заключается в том, чтобы создавать единое образовательное пространство на территории всей Челябинской области. И, если вы следите за этой повесткой, то можете увидеть, что в селах строятся новые школы, они ремонтируются. И не просто ремонтируются, а оснащаются современным оборудованием. Все это делается для того, чтобы у ребят из небольших поселений, муниципалитетов были все необходимые возможности для развития.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Конечно, мы хотим, чтобы качество образование было одинаковым на всех территориях. Но определенные особенности присутствуют. Чтобы снимать эти вопросы, кроме всего прочего мы активно развиваем инструменты сетевого взаимодействия, стараемся делать сельские школы центрами развития разных компетенций.

Отмена ЕГЭ и экзамены для детей мигрантов

—Вы упомянули об ЕГЭ. В обществе, в том числе и среди представителей власти сейчас идут серьезные дискуссии о том, не следует ли нам отказаться от сдачи ЕГЭ в принципе. Каково ваше мнение на данный счет?

— Вы знаете, что дискуссии по этому поводу ведутся не первый год. Об этом много говорили с момента внедрения ЕГЭ. Здесь важно понимать, что у ЕГЭ, как и у любого другого процесса, есть свои плюсы и свои минусы. В принципе мы сегодня понимаем, какое количество плюсов несет за собой Единый государственный экзамен. Например, это возможность для детей из разных регионов, с разных территорий поступать в вузы в любой точки страны, если у них есть потенциал для обучения в них. С другой стороны мы видим и проблемные ситуации, которые формируются из-за ЕГЭ. Нужно балансировать, смотреть на ситуацию с позиции и ребенка, и государства.

Говорить о том, что давайте срочно отменим ЕГЭ, наверное, не очень правильно. Как минимум, потому, что нужно предложить хорошую альтернативную версию того, как мы будем оценивать знания выпускников и дальше маршрутизировать ребенка для его профессионального развития.

Думаю, что мы придем в этом вопросе к определенному балансу интересов, обязательно учтя и то, что в ближайшее время произойдут изменения в системе высшего образования, где будут сформированы новые уровни. Нам нужно понимать, как будет обеспечен стык между общим и высшим образованием.

Подытоживая, скажу, что, по моему мнению, в том виде, в котором сегодня существует система ЕГЭ, она несет больше плюсов, чем минусов. Она позволяет в настоящий момент выстроить модель перехода с одного уровня образования на другой. Но ее проблемные моменты, конечно, требуют особого внимания.

— Еще вопрос о нововведениях. Принято решение, что детей мигрантов с 1 апреля этого года будут тестировать на знание русского языка при приеме в школу. Южноуральская система образования готова к этому, как это будет происходить?

— По теме мигрантов, действительно, такие решения приняты, но правоприменительной практикой еще по понятным причинам они не обросли. Мы в этом вопросе будем сотрудничать с центрами по тестированию русского языка и в целом выстраивать работу так, чтобы максимально гармонично встроить этот процесс в существующую систему. Работать будем в полном соответствии с рекомендациями, которые придут из федерального центра. И понимаем, что это тоже дети, важно сохранять человеческий подход. Надеемся, что этот процесс пройдет у нас плавно, если будут какие-то противоречия, то в моменте мы их постараемся решить.

Нужны ли области новые вузы

— В 90-е годы в России, в том числе и в Челябинской области возникла масса высших учебных заведений. От их количества даже голова кружилась у выпускников и их родителей. Потом пошел процесс их закрытий. Будут ли сейчас открываться новые вузы на Южном Урале?

— Сегодня в Челябинской области вместе с филиалами работает 28 высших учебных заведений. Тенденция, которые мы наблюдаем сейчас, заключена в том, чтобы наши университеты были фундаментальными, которые были бы способны готовить профессионалов высокого класса. В нашем регионе в настоящий момент порядка десяти таких вузов, имеющих хорошую историю, хорошие возможности, чтобы дать качественное и конкурентоспособное высшее образование, у которых есть сильный профессорско-преподавательский состав, материальная база…

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

В Челябинской области нет никакого тренда на открытие новых, непонятных высших учебных заведений, скорее, мы наблюдаем процесс, когда филиалы, которые изживают себя, уходят с нашего рынка. И это правильно, потому что высшее образование должно быть максимально качественным. Не должно быть даже разговоров, что давайте откроем какой-то университет с какими-то непонятными программами подготовки, по непонятным направлениям, с сомнительным уровнем качества.

— А если говорить о подготовке педагогических кадров, у нас есть сегодня дефицит учителей в Челябинской области?

— Дефицит учителей присутствует, но он находится на достаточно стабильном уровне. По некоторым направлениям он достигает 10 процентов, а в среднем — 5 процентов. Это сопоставимо с показателями в целом по стране.

Мы понимаем, что нам нужно привлекать в школы молодежь. В прошлом году в Челябинской области был принят для этого ряд решений. Например, губернатор ввел систему мотивации для молодых педагогов. К настоящему времени такие выплаты уже получили порядка шестисот человек. Параллельно мы работаем с самими образовательными организациями, муниципалитетами, чтобы они создавали дополнительные инструменты для мотивации молодых учителей.

Вместе с педвузом мы также с сентября прошлого года запустили проект «Педагогический Профессионалитет», позволяющий студентам, по сути, совмещать учебу с работой в образовательных организациях. Более 120 человек уже принимают участие в этой программе. Проанализируем результаты проекта в конце текущего учебного года, если он будет признан успешным (а все идет именно к этому), то мы его масштабируем.

Ранее по теме: В Челябинске распахнул свои двери второй «IT-куб» на Алом поле.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах