МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Директор «Исторички» Михаил Афанасьев: сфальсифицировать историю невозможно

Почему историю невозможно фальсифицировать, несмотря на то, что всегда есть желающие сделать это? Как рассказы бабушки могут разрушить историю села, написанную в книге? И важно ли знать даты и факты, чтобы быть адекватным носителем исторической памяти? На это и многое другое в рамках проекта «Большая редакция» на Гранада ТВ вывернул разговор с Михаилом Афанасьевым, директором Государственной публичной исторической библиотеки России.

Михаил Дмитриевич Афанасьев. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Пожалуй, один из самых известнейших в России библиотекарей Михаил Дмитриевич Афанасьев приехал в Челябинск, чтобы стать участником большого форума, посвященного исторической памяти, проходивший на площадке Челябинской универсальной научной библиотеки, которую в народе до сих пор просто называют «Публичкой». Поэтому наш разговор с ним шел именно о том, что же это за явление такое — историческая память.

Память побед или память поражений

— Михаил Дмитриевич, сегодня мы очень часто говорим громкие слова, но порой вольно или невольно не до конца понимаем их смысл. Понятие «историческая память» из их числа. Что в нем заложено?

— Действительно, это одна из острых проблем. Если говорить об исторической памяти, то, нужно сказать, что смыслов в этом понятии несколько. Самое главное, что вкладывают в это понятие культурологи и социологи, историческая память — это память общества, память народа, это те вещи, которые само сообщество воспринимает как свое прошлое.

Другая модель — это как историческую память понимают политики в широком смысле этого слова. Например, есть одна замечательная научная социологическая работа, которая показывает, как в разных странах детям преподают историю. Берутся одни и те же события, и на их примере рассматривается разность трактовок на уроках истории. Например, война 1812 года на уроках истории в России и Франции. Понятно, что это разные рассказы. С точки зрения политической целесообразности, истории поражений не вписываются, выпадают из общей канвы. Поэтому и стараются найти что-то, помогающее сказать, что была победа. У нас в библиотеке есть, например, лубочная французская картинка о битве под Москвой (так они называют Бородинскую битву). В ней говорится о героической победе французской армией над русской. Они, правда, убеждены, что победа была за ними, ведь русские отошли после этого сражения.

Военно-патриотические клубы, обещственники и реконструкторы вносят свой вклад в увековечение исторической памяти. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Это свойственно разным странам и народам. У нас также есть свое представление, что наша история — это история побед, поэтому некоторые ситуации, в которых нельзя сказать, что мы победили, мы будем воспринимать несколько по-другому. И это нормально.

— А историческая память о поражениях? Нужно ли народу их пережевывать, анализировать, или необходимо наоборот затирать такое и через несколько поколений никто и не вспомнит о боли той ситуации?

— Если говорить о политической памяти, которую мы хотим сформировать, то у всех народов и всегда она должна быть памятью побед. Если же говорить по-настоящему об исторической памяти, о том, что находится в головах у людей, об их восприятии, а не знаний прошлого, то там поражения тоже существуют. Потому что одним из важных источников памяти человека являются память рода, память семьи, память поколений. И здесь одних побед не может быть. Более того, там очень часто запоминаются вещи, которые носят болезненный характер.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Например, из истории ХХ века многим был очень важен героизм их родственников в Первую мировую войну, который с политической точки зрения в советское время не воспринимался, как что-то заслуживающее внимание. Но предок конкретной семьи участвовал в этой войне… А тема раскулачивания? Другие моменты прошлого века, которые были драматическими и трагическими, не менее важны для исторической памяти человека. В этом смысле мы имеем не совсем однозначную и простую картину.

— Но разве память о поражениях не способна привести какой-то народ, страну к победам? Например, разве память о трагическом начале татаро-монгольского нашествия не привела, в конце концов, к формированию понимания единства нашего народа?

— Несчастья, проблемы, наличие общего врага консолидируют общество. В этом смысле не только история России, но и вся мировая история состоит именно из таких вещей. Уроки поражений, действительно, чаще всего эффективнее для истории того или иного народа нежели уроки побед.

Фальсификация — это допридумывание

— У вас прошел намек, что между понятиями «историческая память» и «исторические знания» знака равенства нет. Правильно ли понимаю, что человек может не знать каких-то исторических фактов, дат, но и при этом оставаться вполне адекватным носителем исторической памяти?

— Да, это так и происходит. На самом деле людей, которые знают историю по датам, не так много. Если нас сейчас огорчает, что кто-то не знает фактов из Великой Отечественной войны, то, заметьте, что уже меньше огорчают люди, которые не знают дат и событий, например, Русско-японской войны, а еще меньше – те, которые ничего не помнят про войны XVII века. На самом деле для исторической памяти это большого значения не имеет.

Важно знать историю не только по датам. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Исторические знания имеют значение для того, чтобы человек осознавал свою историческую память. Она есть в каждом, но просто у одних носит подкорковый характер. В экстремальной ситуации такой человек понимает, что русский человек не может поступить иначе. И поступает он так, как поступает русский человек, несмотря на то, что не знает про подвиг Александра Невского или Дмитрия Донского. А есть люди, которые знают события прошлого и принимают решение уже осознанно. Вот только в этом смысле знания полезны.

— Но для наших школьников до сих пор делают упор на оторванные от их исторической памяти даты…

— Исторические знания, насаждаемые как обязаловка в детской среде, является как раз тем самым случаем, когда знание само по себе, оторванное от ощущения человека, что он живет в некой истории, действительно бессмысленно. История как набор фактов абсолютно бессмысленная вещь. Должны быть или эмоциональная связь с событием, о котором говорится на уроках истории, или родственная связь с ним.

Историческая память – это и память о предках, хранящаяся в семейных преданиях. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Почему мы говорим, что память семейная очень важна? Например, в каком году началась Великая Отечественная война, спрашивают современного школьника. У него в голове: какая мне разница? Но, когда речь идет о его прадеде, который в первый месяц войны был мобилизован и попал на фронт, цифра становится осмысленной. Я видел как-то таблицу, которую разработал один из учителей истории для своих уроков. В одной колонке — история семьи, когда и кто родился из предков, как их звали и так далее. Во второй колонке — история края, в котором живет ребенок, что происходило в это время на этой земле. В третьей колонке — мировая история. Ребенок, когда смотрел на эту табличку, видел, что, например, в год рождения его деда в стране, мире вокруг происходили те или иные события. Важно установить связь между твоей личной биографией, твоими родственниками и большой историей.

Здесь как раз кроется историческая память. Поговорите с любой бабушкой на деревне, и окажется, что ее история села не совпадет с тем, что пишется в книжках. В книжках — в таком-то году был создан такой-то колхоз, его возглавил такой-то председатель… А бабушка вдруг вспомнит, что этот председатель был тот еще ворюга, а в этот год она помнит что не колхоз основали, а снесли церковь. Она не жила во время этих событий, но она точно знает, что в этот момент происходило в селе.

— Не показывает ли этот пример в числе прочего, что подделать историю, по сути, невозможно?

— Конечно. Я скажу, еретическую вещь — мне меньше всего нравятся слова, когда говорится, что историю фальсифицируют. Фальсифицировать историю как науку и как человеческую память невозможно. Можно фальсифицировать политический образ прошлого. С политической точки зрения, можно подобрать так факты, что получится, что всё одни несчастья или одни победы. Или допридумывать. Фальсификация на самом деле — это допридумывание. Но такие вещи сразу же разоблачаются…

Народная память может быть неадекватной с точки зрения исторической науки, она может носить субъективный характер, если говорить о местной истории, но ее совершенно невозможно сфальсифицировать.

Ранее по теме: Южноуральцы окунулись в тайны прошлого на очередном ИЦАЭ OPEN.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах