МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Южноуральцам рассказали, как проходит «Бессмертный полк» в Испании

В Челябинске состоялся III Международный иммерсивный форум «Евразийские ворота». Его участниками стали более 150 человек из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и даже далекой Испании. Эту средиземноморскую страну представляла общественный активист Виктория Самойлова, которая стала организатором «Бессмертного полка» в Испании.

Фото автора

В эксклюзивном интервью «МК-Челябинск» она рассказала, как эта акция возникла в Испании и с какими трудностями пришлось столкнуться организаторам.

– Виктория, расскажите, пожалуйста, как вы попали в Испанию?

– В 2012 году я выиграла грант от правительства Ленинградской области на обучение по программе MBA в испанском университете. Поехала учиться и там встретила свою любовь — будущего мужа.

– А вы испанский знали?

– Еще нет. Обучение у нас шло на английском. Ну и мой муж, он испанец, тоже по-английски говорил. Вот так мы и сошлись.

– «Бессмертный полк» — это ваша работа или общественная деятельность?

– Это моя общественная деятельность. Вообще я общественник, можно сказать, со школьной скамьи. Ученический комитет в нашей школе — первый учком — начался с меня. Так я и росла: потом была «Молодая гвардия», молодёжный совет, а затем я стала членом Молодёжного правительства Ленинградской области. Переехав в Испанию, я тоже не осталась в стороне от общественной работы. Видимо, это моё призвание.

– С чего началась ваша история с «Бессмертным полком»?

– Вообще, я изначально не хотела переезжать в Испанию. Это решение далось мне очень тяжело, я его три года принимала.

И когда переехала, оказалось — совсем другая культура, другой менталитет. Ни друзей, ни родственников, вообще никого. Только муж — и всё вокруг было чужое. Это был уже 2015 год. И вот тогда я поняла, почувствовала, что без своей культуры, без своих традиций мне просто не выжить. Раньше жила и даже не задумывалась, насколько это важно, а тогда осознала — это моя опора.

А как раз приближался День Победы, и я поняла, что документы мне не успеют оформить, и я не смогу приехать в Россию. Для меня это была настоящая трагедия, семейная трагедия. Я осознала, что лишилась всего — даже возможности отметить День Победы. И тогда я задумалась о том, насколько же этот праздник всегда был для меня важен, как и «Бессмертный полк». Вот тогда я и приняла решение: если не могу поехать в Россию, значит, нужно провести «Бессмертный полк» здесь, в Испании. Собственно, так и началась моя история с организацией этой акции в Испании.

– И как это было физически? Вы вышли с плакатом в одиночный пикет?

– Нет, я тогда подумала — может, кто-то уже занимается этим. И действительно нашла людей, которые уже интересовались «Бессмертным полком» в Испании, пытались что-то организовать. Я им позвонила и предложила: давайте делать вместе! Я же только из России приехала, я общественник, хорошо знаю эту акцию, постоянно организую разные мероприятия и конференции. Вместе у нас точно всё получится.

Так мы и начали работать вместе, я взяла на себя медийное сопровождение. Первое шествие состоялось в 2015 году в Барселоне, тогда пришло около 50 человек, в основном это были выходцы из Донбасса. К ним присоединились испанские коллективы, местные коммунисты и антифашисты.

Следующее мероприятие прошло в 2016 году уже в Мадриде, там собралось примерно 150 участников. Снова приехали жители Донбасса из разных уголков Испании, а также испанские организации и коммунистические объединения.

– А как к вам отнеслись местные власти?

– Никаких проблем с этим не было. Если знать особенности Испании, то там митинги, протесты и массовые собрания происходят буквально каждый день. На их фоне наши пятьдесят человек были совершенно незаметны. К тому же коммунисты там регулярно проводят различные акции. 

А вот когда число участников стало превышать тысячу человек, тут уже, понятное дело, государство начало обращать внимание. Это случилось уже после 2018 года, где-то в 2019. Точно, в 2019 году у нас было уже около двух тысяч участников. А в 2020-2021 годах я ожидала, что придёт примерно пять тысяч человек, но из-за пандемии количество участников наоборот сократилось.

– Как изменилась ситуация в 2022 году?

– В 2022 году мы думали, что вообще не сможем провести акцию и никто не выйдет, потому что все очень боялись. Это было по-настоящему опасно, очень опасно. Но, слава Богу, нас поддержали испанцы и движение антифашистов. Они выходили и живым щитом вставали по обе стороны колонны, чтобы защищать нас — сбоку собирались и радикальные украинцы, и те, кто называет себя российской оппозицией, они бросали в нас разные предметы и жидкости. А антифашисты нас буквально грудью прикрывали от всего этого.

В том году вышло около 800 человек. А в следующем году к охране «Бессмертного полка» присоединилось ещё больше испанцев и антифашистов. В 2023 году прежнего страха уже не было, поскольку люди видели активную поддержку со стороны испанцев, а также обеспечение правопорядка полицией. Соответственно, в 2024 году количество участников составило уже более тысячи человек. Таким образом, даже в эти сложные годы наблюдался последовательный рост численности участников акции.

– Кто-то ещё пытался помешать вам?

– Администрация президента Украины направляла письмо главе испанского государства с требованием запретить проведение «Бессмертного полка». Однако в этой ситуации нам снова помогли испанские сторонники. Они активно подключились к решению этого вопроса и подняли тему в информационном пространстве.

Был поднят вопрос о том, что Украина не имеет права вмешиваться в конституционные права Испании, поскольку такие требования являются их нарушением. Ведь свобода собраний гарантирована испанской конституцией. Именно таким образом испанцы помогли отстоять проведение акции, продемонстрировав свою готовность защищать «Бессмертный полк».

– А вы правда с Путиным встречались?

– Да. Тридцатого апреля 2025 года состоялась встреча с президентом, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мероприятие получилось очень представительным — это была общая встреча, где также присутствовали активисты, реализующие различные патриотические проекты, волонтёры, занимающиеся гуманитарной помощью, и люди, работающие над сохранением исторической правды. Я получила приглашение, поскольку наш «Бессмертный полк» в Мадриде, несмотря на все сложности, укрепился и сейчас является крупнейшим в Европе.

– Почему испанцы стали к вам присоединяться?

– Вы, наверное, знаете, что в 1936-1939 годах в Испании шла гражданская война, в которой победили силы Франко. Советский Союз пытался помочь республиканцам победить фашистов, но, к сожалению, они проиграли. Однако многие испанцы потом сражались в рядах Красной армии.

После установления фашистского режима эту историю десятилетиями замалчивали и притесняли — мягко говоря. Республиканцев подвергали пыткам, их детей отправляли в Советский Союз, чтобы спасти от гибели, поскольку республиканцев преследовали целыми семьями. Даже сейчас пожилые люди, имевшие отношение к левому движению, коммунистам, республиканцам, говорят об этом шёпотом. Настолько глубоко в их сознание и сердца въелся страх.

– Я читал книги Карлоса Руиса Сафона — четыре тома как раз об этом. Так что понимаю, о чём речь.

– Мы на «Бессмертном полке» шли с портретами, в том числе, и испанцев, которые сражались против нацизма в рядах Красной армии. Таким образом мы фактически возродили их идентичность, которую столько лет замалчивали и уничтожали в Испании, чтобы теперь навязывать им чуждые нарративы и склонять к антиценностям.

Мы же стали напоминать им об их культурном коде, об их героях — о том, о чём больше 50 лет было практически запрещено говорить, и о чём даже сейчас говорят шёпотом. Вот так они и прониклись этой акцией. В этом году многие испанцы говорили мне, что «Бессмертный полк» стал важным событием для всей Испании.

Что касается давления со стороны правительства Испании — его, как такового, нет на сам «Бессмертный полк», поскольку эта история важна и для самой страны, она представляет собой значимую часть её прошлого. Однако государство создает условия для развития русофобии и отмены русской культуры. Основные проблемы для «Бессмертного полка» создают люди, именующие себя российской оппозицией, а также украинцы – последователи Бандеры.

Именно они организуют акции протеста против шествия, оказывают давление на участников и организаторов, постоянно размещают угрозы и насмешки в социальных сетях и развязывают травлю в отношении организаторов и участников акции, пропагандируют ложь о Великой Отечественной войне, с целью уничтожить правду о подвиге советского народа в борьбе против нацизма.

— А я думал, что их там незначительное количество?

— Оказывается, их очень много. Более того, в прошлом году Испания стала одним из основных центров сосредоточения подобных деятелей. Видимо, здесь стихийно сформировалась значительная группа людей, выступающих против России и поддерживающих западную точку зрения. То есть они активно продвигают западные трактовки событий. Вот такая ситуация сложилась.

Ранее по теме: Челябинцам рассказали, как борются с разводами в Узбекистане.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах