Водный путь

Интересные факты из истории челябинского водопровода.

26.03.2014 в 11:21, просмотров: 1631

Сегодня нас искренне возмущает отсутствие в доме воды. Порой мы даже не задумываемся над тем, что раньше такого удобства, как водопровод, вовсе не было, а то, что сейчас доступно это благо цивилизации, — результат многолетней и кропотливой работы.

Водный путь

Любителям истории хорошо известно, что в Древнем Риме при помощи акведуков вода поступала повсеместно: начиная с общественных фонтанов и заканчивая термами. А когда система водоснабжения появилась в Челябинске?

Оказывается, до начала ХХ века водопровода здесь не имелось вообще. Он появился лишь в 1912 году. О том, как южноуральцы жили до появления водопровода, с какими трудностями им пришлось столкнуться при его строительстве и в какую сумму обошлось это сооружение, газете «МК-Урал» рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры «Древняя история и этнология Евразии» Гаяз Самигулов.

Воду черпали из Миасса

Пока в Челябинске не появилось одно из великих благ цивилизации, горожане брали питьевую воду из колодцев, а у кого их не было — из реки Миасс. К жителям отдаленных мест наведывались водовозы. Качество воды в реке в те времена оценивалось как среднее. Она была вполне пригодна для употребления.

- Железнодорожники придумали такое решение проблемы сброса отходов. Они, прокопав от станции канаву, сливали в ручей то, что оставалось после мытья вагонов. В результате река загрязнялась раз от раза. Кожевенные мастерские располагались ниже города по течению Миасса, а ручей с отходами железнодорожников впадал в реку в районе нынешнего моста на улице Братьев Кашириных.

С каждым годом количество горожан росло, поэтому вопрос, связанный с водоснабжением, становился лишь острее день ото дня. Городской голова еще в 1904 году настоял на выделении денежных средств, чтобы решить назревшую проблему. Однако строительство началось спустя шесть лет.

- В связи с этим была создана городская водопроводная комиссия. Она заказала предварительные проекты и сметы строительства сразу нескольким предприятиям. Больше всего им понравился вариант, который предложили брянцы. Хоть он и был довольно дорогим, но оказался самым проработанным, — уточняет кандидат исторических наук.

Четверть миллиона — на водопровод

После того как брянские заводы запросили за свою работу баснословную по тем временам сумму - 250 тысяч рублей, думцы решили, что деньги придется занимать.

Как рассказывает Гаяз Самигулов, в 1909 году водопроводная комиссия представила доклад. В документе указывалось, какие финансы могут быть привлечены городом для строительства водопровода. В результате было подано ходатайство о займе в четверть миллиона рублей. Еще не дождавшись финансирования, подрядчик приступил к строительству.

Челябинский водопровод начал свою работу в феврале 1912 года, а спустя два месяца в городе уже имелось восемь водоразборных будок и свыше двух десятков отводок в здания. Контролировать расход воды и собирать деньги с пользователей должны были водопроводные сторожа.

Со временем установились и расценки на воду. Так, для домовых ответвлений за 100 ведер была такса 25 копеек, а для бочек и уличного водоразбора — на пять копеек меньше. Кроме того, в Челябинске выпускались специальные водопроводные марки. Их можно было купить у особого комиссара в городской управе. Воинским казармам, благотворительным учреждениям и городским зданиям, где не было водопровода, выдавались льготные марки. Больше ни для кого никаких скидок не делалось.

- Систему водопровода в Челябинске сделали «на вырост», с запасом, которого городу хватило надолго. Тем не менее имелся и не очень приятный момент во всей этой истории. Дело в том, что расходы по строительству составили 267 тысяч рублей. Хотя даже эта сумма, скорее всего, не совсем точная, — сообщает Гаяз Самигулов.

Стоит отметить, что помимо дороговизны строительства водопровода существовал еще и фактор его убыточности. Ведь расходы на содержание превышали доходы.

Башня на улице Воровского

Водонапорную башню, или запасной резервуар, возводили на самой высокой точке Челябинска тех времен. Она была поставлена практически на окраине города. Сегодня, оказавшись на улице Воровского, можно увидеть ее напротив городской больницы.

- Туда могло поместиться до 15 тысяч ведер воды. Высота башни составляла более 12,5 метра. Данная емкость за счет перепада уровней должна была обеспечивать давление в системе, когда водопровод использовали для тушения пожара. В результате струя воды могла достигать уровня третьего этажа, — делится данными собеседник.

Автором проекта считают инженера и архитектора Аркадия Федорова. Интересно, что по его чертежам в городе было построено немало зданий. Например, особняк Данцигера-Высоцкого, а ныне дом на перекрестке улиц Труда и Пушкина.

Доподлинно не установлено, до каких пор башня функционировала по своему прямому назначению. Однако с 1978 года она является памятником архитектуры. Сейчас это строение пустует.