«Лосенок» из новокаменного века

В журнале Antiquity (Великобритания) опубликована статья челябинских археологов Станислава Григорьева и Николая Меньшенина «Открытие геоглифа на хребте Зюраткуль на Южном Урале»

Пожалуй, и открытие гигантского наземного рисунка, и научная публикация — два самых знаменательных археологических события прошлого года в Челябинской области. Нашими собеседниками стали Станислав Григорьев и Николай Меньшенин.

В журнале Antiquity (Великобритания) опубликована статья челябинских археологов Станислава Григорьева и Николая Меньшенина «Открытие геоглифа на хребте Зюраткуль на Южном Урале»

Напомним вкратце историю обнаружения на склоне хребта Зюраткуль изображения огромного лося. Несколько лет назад от поселка на берегу озера к вершине прокладывали настил пешеходной тропы. В работах принимал участие и саткинец Александр Шестаков, тогда-то он обратил внимание на загадочные линии на одной из террас при подъеме на хребет.

Весной прошлого года Александр, рассматривая склон Зюраткуля в программе Google, обнаружил, что на той террасе действительно есть линии, которые, как оказалось, складывались в рисунок лося. Александр поделился своей информацией с археологами, и в сентябре Григорьев и Меньшенин заложили первые разведочные шурфы на геоглифе.

Зюраткульский «лосенок» изображен на склоне головой к озеру, а ногами к вершине. Размеры наземного рисунка — 250 на 250 метров.

— Публикация в таком уважаемом научном издании, как Antiquity, вероятно, сродни мировому признанию? То есть открытие, что называется, «засчитано»? Зюраткульский геоглиф действительно признан древнейшим наземным рисунком?

Григорьев: Признание? В принципе — да, если рассматривать только сам факт публикации. Мировое научное сообщество не только проявило интерес к нашему открытию, но и приняло наши аргументы… Существуют списки реферированных журналов, публикация в которых очень престижна для ученых. Российские журналы в этом плане напоминают «междусобойчики», в которые пропихивают своих. На Западе все более формализировано. Например, когда я готовил статью по раскопкам на острове Веры, дебаты по поводу дрейфа полюса (а это был один из важнейших вопросов, поднимаемых в статье) шли три месяца. Статью пришлось переписывать, улучшать ее качество. Поскольку журнал был по тектонике, необходимо было найти причины этого дрейфа… С геоглифом все оказалось проще. Рецензенты согласились с нашими доводами о древности зюраткульского наземного рисунка.

— То есть доказано, что наш «лосенок» - действительно древний геоглиф?

Григорьев: Мы провели первоначальный анализ каменной кладки, из которой сложен рисунок. И перекрытие из суглинка, и слой гумуса — все говорит о том, что кладка древняя. Мы поднимали вопрос датировки и пришли к выводу, что возраст геоглифа - от шести до трех тысяч лет, а это значит, что он один из древнейших в мире. Рисунки на плато Наска как минимум на 800 - 1000 лет младше.

Меньшенин: Эта постройка имеет свою структуру — крупные камни были вкопаны в материк и располагались как бордюры с краю линии; средние камни были сложены внутри, мелкие использовались на подсыпке. То есть древними был применен метод сухой кладки, стандартный для мегалитов… Кроме того, контур рисунка показывает, что этот рисунок сделан человеком. Массивность морды животного, ее горбоносость и самое главное — ложбинка между глазницей и рогами, характерная именно для лосей. Кроме того, о древности этой кладки говорит и ее стратиграфическое положение, сама природная основа. Материковые слои склона — каменная осыпь. Если бы выкопать стратиграфический шурф глубиной три метра, мы бы видели одни каменные глыбы. К тому же они перекрываются еще и суглинком, оставленным в ледниковый период… На территории Урала ледник отступил в 12 — 10-м тысячелетии до нашей эры, а на господствующих вершинах ледники задержались еще на две тысячи лет. Поэтому все ступени каменной осыпи на склоне Зюраткуля покрыты глиной… А потом еще и гумусный слой, образованный над геоглифом. Мощность гумуса — 15 - 20 сантиметров, а этот слой образуется по одному сантиметру за век.

Григорьев: Но это не основание выводить какие-либо даты. Гумусный слой над геоглифом образовался в результате естественного процесса накопления почвы на горизонтальной поверхности… Памятник этот действительно древний, но какого он времени, сказать сложно. Также стоит отметить, что, если бы на этой площадке рос лес, не было бы никакого геоглифа. А три тысячи лет назад никаких лесов в горах на Урале не было, они стали появляться позднее (поэтому-то при раскопках в тех слоях и превалируют кости животных лесостепной фауны). Это косвенным образом и указывает на возраст геоглифа. Но полноценных раскопок еще не было, поэтому выводы будут, безусловно, корректироваться и исправляться. Пока мы задали широкий временной диапазон — эпохи неолита — энеолита.

— То есть рисунок «лосенка» сложили охотники тех племен, стоянки и поселения которых обнаружены на берегах озера?

Меньшенин: На Зюраткуле известны 11 неолитических памятников. Три из них крупные, одно поселение было уничтожено во время строительства плотины, два остались целы. И интересный факт: если от вершины хребта Зюраткуль провести прямую линию через геоглиф, она будет проходить и через стоянку Плотинка (уничтоженную при строительстве плотины), и через Каменный мыс и упирается в Долгий ельник II… Археолог Г.Н. Матюшин, проводивший раскопки на берегах озера в 1960-х годах, нашел котлованы жилищ, обложенные камнем…

Григорьев: На острове Веры мы обнаружили подобные постройки — котлованы были обложены камнем для укрепления стенок жилищ, то есть, вероятно, племена, обитавшие на Тургояке и Зюраткуле, относились к одной культуре… Необходимо будет исследовать местность рядом с геоглифом (там возможны святилища и поселения древних людей), вершину хребта (оттуда был виден геоглиф). Такие масштабные исследования проводились на плато Наска… На острове Веры в древности располагался крупный культовый центр, который обслуживали племена, жившие в диаметре трехсот километров. Остров был застроен необычайно плотно, такое было бы невозможно только жителям этого клочка земли или жителям озера. Скорее всего, на Зюраткуле будет обнаружено нечто подобное. Выявление поселений — это вопрос времени, а там уже не будет трудности с датировкой… Пока же оптико-стимулирующая люминесценция белого кварцита, из которого сложен геоглиф, и анализ пыльцы древних растений—это два метода, на которые мы надеемся в выявлении даты памятника.

Меньшенин: Берега Зюраткуля активно обживались в эпоху неолита – энеолита. Уникально само по себе положение горного хребта, он рассекает речные долины Большой и Малой Сатки и занимает господствующее положение. Эту территорию (30 на 20 километров) необходимо изучить.

— Какие еще существуют методы исследования объектов, подобных зюраткульскому геоглифу?

Григорьев: На космических снимках не виден рог, не видно завершения морды… Ее мы получили только тогда, когда появились снимки с самолета и параплана. В начале июля я летал туда на гидросамолете с Тургояка. Фотографировал, потом при увеличении «выявилась» заостренная морда… На геоглифе нужно делать электроразведку, проводить магнитную съемку (магнитометрию), и она отобьет все линии с предельной точностью. Более того — если на объекте были места, где люди больше топтались (культовая площадка, например), значит, на ней другая плотность грунтов, магнитная съемка выявит и ее… Это очень дорогостоящее исследование. Кроме того, нужно составить детальный топографический план, на который должны «наложиться» магнитная съемка и данные электроразведки, а к этому будут прибавлены результаты раскопок. И в любом случае в начале лета мы начнем работы на геоглифе, а уж их объемы будут зависеть от финансирования… Электроразведку и магнитную съемку необходимо вести параллельно с раскопками — как только геодезисты находят какую-нибудь аномалию, сразу же можно вскрыть… Конечно, будет много технической работы по подготовке площадки к раскопкам (нужно и кустарник убрать, и траву скосить). С учетом того что раскопки в тех местах запрещено проводить с техникой, необходимо будет решить ряд вопросов. Например, куда убирать землю, полученную во время раскопок.

— По иронии судьбы туристическая тропа с деревянным настилом приводит от подножия хребта прямо к геоглифу. Ее придется перенести?

Меньшенин: Экологическую тропу, конечно, нужно будет пустить вокруг геоглифа, а на геоглифе сделать свою тропиночную сеть для раскопок и экскурсий.

Григорьев: А когда будет получен контур геоглифа, по нему можно пустить туристические тропы… Также нужно будет запретить проезд транспорта у памятника — квадроциклов и прочего. Навредить геоглифу они, конечно, не могут — объект перекрыт толстым слоем гумуса. Но лося нужно видеть с воздуха, и надо избегать появления на нем новых линий… А для того, чтобы начать раскопки, достаточно получить открытый лист от Института археологии в Москве и дальше действовать по согласованию с руководством национального парка «Зюраткуль», где и расположен геоглиф. Земля там федеральная… И руководство нацпарка заинтересовано в проведении раскопок, объективно заинтересовано в развитии туризма. В восточном полушарии проще съездить на Зюраткуль и посмотреть на геоглиф, чем лететь в Южную Америку. Объект будет работать на туризм. А интерес к нему есть и будет. Как только появилась информация в Интернете, мы начали закладывать первые раскопы — на хребет приехали первые «паломники» с ноутбуками с джипиэс. Стоят и в растерянности озираются: аппаратура показывает, что здесь должен быть геоглиф, а ничего не видно… Мы им объяснили, в какой стороне нужно смотреть. Оказалось, люди узнали и сразу сели на машины, приехали из Челябинска.

— Не опасаетесь, что к геоглифу хлынут толпы эзотериков, как это произошло на Аркаиме?

Григорьев: Есть специфические формы работы, как не допускать наплыва эзотериков. На острове Веры такие «эзотерические» памятники, что Аркаим рядом не стоял. Но мы проводим работу с экскурсоводами. Они дают только научную информацию. Если нарушают это условие, у них отбирают лицензию. И потом, в этой связи очень важна работа со СМИ. Нужно давать нормальную информацию, заполнять, так сказать, информационное поле. Если этого не делать, как, например, получилось с кавказскими дольменами, расцветает все оккультное… Людям, которым нужна эзотерическая нагрузка, совершенно без разницы, где ее получать. Достаточно сказать, что такая-то ель — мировой столб, рассказать красивую сказку, и люди будут верить. Но нам необходимо привлечь людей к научным проблемам, давать информацию на высоком качественном уровне.

Меньшенин: Существует еще и другая проблема. Мы столкнулись с ней в 1990-х, когда открывали Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. Саткинские рыбаки тогда сказали нам, что вы проведете раскопки, сообщите о своем открытии - и сюда хлынут туристы, вытопчут любимый нетронутый уголок природы. Та же ситуация повторилась на острове Веры в 2004 году, когда мы поехали проводить разведку, - кто-то сделал подкопы и привел дольмены в аварийное состояние… Но отношение к работе археологов на острове постепенно изменилось, и теперь абсолютное большинство миасцев поддерживают экспедицию фонда «Остров Веры». Мы не имеем никакого морального права скрывать информацию по истории общества или каким-то образом искажать ее.

— И все-таки остается один вопрос. Изображение лося выглядит чересчур уж карикатурным и несуразным: голова больше туловища, и у передних и задних ног одна тоньше, другая толще, левый рог с тремя наростами, правый — с одним…

Меньшенин: Рисунок сделан в перспективе: ближние к зрителю элементы крупнее, дальние — мельче. Рисунок будет более гармоничен, если расчистить левый рог и линию спины.

Григорьев: Если это лось — у него будет горб, и это покажет магнитометрия. Но прежде всего нужно помнить о том, что подобные мегалитические объекты — не произведения искусства. Подобный ритуальный объект не обязан точно передавать образ, а должен дать символ. Нет специалистов как таковых по древним символам, специалистов по их расшифровки нет; если появится такой спец, то это будет обычная болтовня. Существует специальная методика их анализа, но нужна серия символов. Безусловно, подобные геоглифы будут обнаружены и в других местах — культурная традиция не может существовать в единственном экземпляре. Но это в отдаленном будущем, а пока, когда мы будем знать полностью контур, выявится полный комплекс, в который будет вписан лось, начнется постепенное продвижение в расшифровке этого символа. Полностью его смысл нам, конечно, не удастся понять никогда, но будут реконструкции, научно-популярные статьи…

* * *

Станислав Аркадьевич Григорьев

  • Родился 7.08.1960 г. в с. Буды Ахтырского района Сумской области («Мои родители были геологами, — рассказывает Григорьев, — и в это время работали на Чукотке. Мама ездила рожать нас с братом к своим родителям»). Живет в Челябинске с семи лет.
  • Окончил исторический факультет ЧелГУ в 1982 году.
  • Защитил диссертацию по археологии в Институте археологии в Москве.
  • Автор около 130 публикаций. Научные интересы: эпоха бронзы, древняя металлургия, мегалиты, происхождение индоевропейцев…
  • Должность — старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН. Руководил раскопками на острове Веры (озеро Тургояк).
  • Женат, воспитывает сына («Кстати, он ездит в экспедиции и был на первых раскопках геоглифа»).

Николай Михайлович Меньшенин

  • Родился 6.01.1956 г. в г. Копейске Челябинской области.
  • Окончил историко-педагогический факультет Челябинского пединститута в 1979 году. Работал учителем истории, сотрудником ЧГПУ и ЧелГУ, служил в армии.
  • С 1991 года по настоящее время работает в государственных органах охраны памятников истории и культуры Челябинской области.
  • Участник многих археологических экспедиций, автор восьми научных работ.
  • Женат, воспитывает дочь и двух сыновей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру