Только так в условиях рыночной экономики Косилову можно было еще безнаказанно командно-административными методами препятствовать санаториям, самостоятельно осуществлять свою уставную деятельность, принимать участие в торгах на размещение социальных заказов, самостоятельно реализовывать собственные путевки на оздоровление ослабленной части населения. А главное - абсолютно бесцеремонно получать прибыль за чужой счет, в ущерб экономическим и финансовым интересам местных курортов и санаториев…
А для придания большей убедительности 21 августа 2002 года при губернаторе Челябинской области был даже дополнительно создан еще и координационный совет, тоже курировавший непосредственно от правительства санаторно-курортную деятельность в регионе. И его председателем, естественно, вновь был назначен вездесущий Андрей Николаевич.
ГУП «Челябинсккурорт» как явно доходное и перспективное предприятие включили даже в прогнозный план приватизации. Предполагалось, что ГУП будет успешно преобразован в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого останутся в собственности Челябинской области. Однако вместо этого «Челябинсккурорт» по хитрому замыслу его создателей и организаторов, «успешно» руливший всеми вдруг как по команде захиревшими санаториями в курортной зоне Южного Урала, 13 июля 2012 года сам по суду вступил в процедуру банкротства.
Хорошо информированные представители туристического бизнеса уверены, что финансовая несостоятельность «Челябинсккурорта» и синхронная череда банкротств областных здравниц, которые курировал «курортный ГУП», тесно связаны между собой.
Именно с «Челябинсккурортом» сегодня связывают все самые «темные» истории по продаже самых сладких земельных участков именно в курортной зоне Южного Урала. Руководитель, попытавшийся навести порядок в этом очень хитром хозяйстве, столкнулась с откровенным криминалом и благоразумно и поспешно уволилась.
Да и как было ей не уволиться, когда генеральный директор ГУП «Челябинсккурорт» Наталья Кочеткова в мае 2011 года была жестоко избита в подъезде своего дома? От имени неизвестных лиц от нее тогда прямо потребовали не вмешиваться в споры вокруг одной из здравниц на озере Тургояк. Прекрасно понимая, что на защиту силовиков полагаться было бы слишком наивно, смелая женщина уже через месяц однако открыто заявила, что ситуация с санаторно-курортным комплексом Челябинской области сложилась просто беспрецедентная. А прокурору Челябинской области Александру Войтовичу на стол легла бумага, в которой Александру Петровичу рассказывалось о том, как был продан всего лишь один трехэтажный корпус некоммерческого партнерства пансионата «Тургояк». Цена объекта при его фактической стоимости в 22 миллиона рублей была занижена как минимум в десять раз.
***
Об этом случае тогда действительно много писали журналисты. Рассказывалось в частности, что после совместной проверки силовых структур области законность на побережье была якобы восстановлена. В том числе и потому, что учредителями НП «Пансионат «Тургояк» являлись Челябинская область в лице Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом и Федерация профсоюзов Челябинской области.
Сегодня уже мало кто помнит, как 10 августа 1999 года у исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Владимира Уткина состоялось совещание, на котором Анатолию Носову («Челябинсккурорт»), Юрию Окорокову (облкомитет по управлению имуществом), Юрию Парфенову (Федерация профсоюзов области) и Владимиру Федюнову (заместитель главы города Миасса) было поручено подготовить пакет документов по созданию на имущественном комплексе арендного дома отдыха «Тургояк» нового предприятия - так называемого некоммерческого партнерства «Пансионат «Тургояк».
Областные чиновники явно торопились, и 26 августа 1999 года на свет появилось постановление № 405 губернатора Челябинской области, которым было решено «признать целесообразность участия Челябинской области в некоммерческом партнерстве «Пансионат «Тургояк». Вот только знаете ли вы, что за прошедшие годы на его территории с помощью демонтажа ранее завезенного оборудования, восьми пожаров, девяти сносов и десяти разрушений завершилось планомерное и систематическое уничтожение всех основных объектов его недвижимости, иногда даже сопряженное с гибелью людей. Всего было уничтожено примерно 28 различных объектов социально значимой инфраструктуры. При непосредственном участии ряда бывших руководителей здравницы было неправомерно выведено фактически все ценное движимое имущество, которое обеспечивало полноценную хозяйственную деятельность и функционирование знаменитого тургоякского курорта.
Ход расследования широко озвученного в СМИ миасского уголовного дела о попытке продать всего лишь трехэтажную дачку на Тургояке в прошлом году привычно уже взял на контроль областной прокурор. Но радостных отчетов о его успешном расследовании от пресс-службы ГУВД МВД РФ по Челябинской области почему-то не последовало, и некрасивая тургоякская история стала постепенно забываться и журналистами, и населением.
***
Тем временем нам удалось установить, что это был далеко не единственный случай самого дикого разбазаривания областной собственности на побережье Тургояка.
К примеру, 26 октября 2010 года, оказывается, был подписан договор купли-продажи здания пансионата общей площадью 83,5 кв.м всего за один миллион рублей. А уже затем 10 февраля 2011 года был заключен и «прославившийся» в прессе договор купли-продажи трехэтажного корпуса № 5 общей площадью 691,5 кв.м за 2,1 миллиона рублей. Причем обе явно сомнительные и противоправные сделки были к тому же осуществлены еще и без проведения необходимой по закону оценки имущества, без одобрения общего собрания партнерства и по многократно заниженной цене…
Или вот еще некоторые любопытные истории из жизни на побережье Тургояка, почему-то до сих пор не получившие должной правовой оценки.
В 2002 году был ликвидирован и разобран клуб пансионата. Трехэтажная дача (медпункт) сгорела в 2003 году при пожаре. Согласно пояснениям главного бухгалтера пансионата Людмилы Заболовской, по устному требованию генерального директора косиловского ОГУП «Челябинсккурорт» дачу и клуб не было разрешено списывать с баланса «в связи с тем, что нам будет трудно получить разрешение на строительство новых объектов в природоохранной зоне озера Тургояк». А вот оформить документацию на строительство нового объекта под видом реконструкции якобы уже существующего на берегу заповедного озера, оказывается, не представляет никаких проблем.
Или вот еще. Инвестор ООО «Уралспецмаш» по явно сомнительному договору подписался выделить 40 миллионов рублей на реконструкцию некоего количества объектов пансионата «Тургояк». В том числе договорились реконструировать и жизненно необходимую газовую котельную для гостиницы. Вот только котельную-то, оказывается, давным-давно снесли, а на ее месте возводится совсем иное здание. Заинтересовавшись этим договором, мы посмотрели и другие. И ужаснулись. Начиная с 2005 года в пансионате под плотным патронажем косиловского ОГУП «Челябинсккурорт» была внедрена весьма бесцеремонная практика заключения так называемых «договоров инвестирования», в результате которой Челябинская область непрерывно теряла свою собственность на берегу озера Тургояк.
Потому что в соответствии с заключенными договорами десятки инвесторов брали на себя маловразумительные обязательства инвестировать собственные средства в объекты, находящиеся на балансе пансионата «Тургояк» (заказчика). А согласно условиям договоров инвестирования после окончания сроков действия договоров объекты инвестиций должны были стать общей долевой собственностью уже этого инвестора и заказчика (заказчиков). Поскольку в договорах инвестирования заказчиками выступали не официальные органы областного правительства, а пансионат и ОГУП «Челябинсккурорт», то понятно, что областной и профсоюзной собственностью распоряжалась всего лишь команда Андрея Косилова…
***
При подобном диком и явно хищническом ведении санаторно-курортного бизнеса совсем не удивительно, что 25 ноября 2011 года в отношении НП «Пансионат «Тургояк» судом была введена процедура банкротства. И, более того, в Челябинском областном арбитражном суде были сделаны до сих пор не услышанные областными налогоплательщиками мрачные выводы о наличии явных признаков преднамеренного банкротства в разорении известного курорта на побережье жемчужины Южного Урала.
Сегодня в НП «Пансионат «Тургояк» какими-то странными людьми торопливо осуществляется уже завершающая фаза арбитражного банкротства - конкурсное производство. Областной санаторий приказал долго жить. Скоро нам, возможно, даже назовут имена людей, однозначно обогатившихся на региональной трагедии. Ставших хозяевами бывшей тургоякской здравницы. Судом уже установлено, что полностью отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность пансионата «Тургояк». В судебном заседании назначенный судом управляющий рассказывал, что уставная деятельность пансионатом больше не ведется, путевки не реализуются, отдыхающих здесь больше нет. Свою деятельность осуществляют только директор и главный бухгалтер. Все здесь сегодня направлено лишь на поддержание сохранности имущества (не поздновато ли? – Авт.), ограничена поставка электрической энергии и газа. Через пансионат электричество и газ подаются в жилой комплекс, где, оказывается, временно и неправомерно проживают граждане, не имеющие регистрации; и там у них, поэтому, имеются перебои электро- и газоснабжения. А в связи с частыми отключениями в системах жизнеобеспечения соответственно растет и социальная напряженность на побережье…
Зная подлинные нравы современного российского бизнеса, нисколько не сомневаюсь, что наибольший интерес для людей, умело сопровождавших и направлявших банкротство южноуральской здравницы, представляют только бесценные земельные участки на побережье Тургояка. Кстати, участок заповедных земель особо охраняемых территорий пансионата «Тургояк» только за последние годы действительно стал меньше и усох на 14 229 кв.м по сравнению с границами первоначального отвода…
***
Актом комиссионного осмотра от 16 июня 2011 года территории некоммерческого партнерства «Пансионат «Тургояк» в 37-м квартале Тургоякского лесничества Миасского лесхоза Миасского городского округа установлено, что на территории земельного участка «размещены как ветхо-аварийные деревянные строения, так и вновь возведенные деревянные жилые строения из деревянных оцилиндрованных бревен, имеющие одно- и двухэтажные конструкции, в числе которых здания складов, будки сторожа, автогаражных боксов, помещения для хранения цемента, столовой, прачечной, беседок, двухэтажное жилое здание из кирпича, обугленные деревянные фрагменты сгоревших объектов недвижимости и фрагменты их фундаментов, два объекта незавершенных строительством, объект незавершенный строительством «Гостиница» на месте бывшей газовой котельной, а также жилые строения граждан высотой от одного до трех этажей. Также с северной стороны находится десятиэтажный жилой дом гостиничного типа, автостоянка, детская площадка, трансформаторные подстанции, КНС, вагончик-магазин, спортивные площадки, мангальные зоны, два здания водозабора, пляж, катамараны…»