Город металла и музыки

Так называют стальной Магнитогорск, который славится на всю Россию не только металлургическим производством, но и развитой системой классического музыкального образования.

Кажется удивительным, что в городе областного подчинения есть своя консерватория, филармония и даже театр оперы и балета. Первые Дома музыки в России тоже появились именно здесь – в Магнитке.

Так называют стальной Магнитогорск, который славится на всю Россию не только металлургическим производством, но и развитой системой классического музыкального образования.
Наталья Веремеенко, ректор МаГК.

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки отмечает в этом году 20-летний юбилей. О том, почему в городе металлургов сложились столь сильные традиции высшей музыкальной школы, нам рассказывает ректор консерватории, заслуженный деятель искусств России Наталья ВЕРЕМЕЕНКО.

Служить искусству, а не выслуживаться

- Наталья Николаевна, каким образом в промышленном городе «расцвели» звуки музыки?

- Вы затронули очень важный вопрос, который уходит корнями в историю создания нашего города и учебного заведения.

Судите сами: если в 1929 году началось строительство Магнитки, а уже через четыре года, когда люди жили в бараках и еще стояли палатки первостроителей, открылись детская и взрослая(!) музыкальные школы. А всего через десять лет после закладки города происходит невероятное: открывается музыкальное училище! Не в каждом областном центре тогда происходило такое чудо.

Магнитогорск как город социалистический, город высокой культуры стал стройкой всей страны. Дух высокого искусства возгорелся усилиями крупнейших русских педагогов-музыкантов, созидателей и творцов, учеников выдающегося композитора, ученого и просветителя Болеслава Яворского, благодаря которому в нашем городе и был создан фундамент музыкального образования. Эти люди сумели сделать дело музыкального образования общим, привлекая для решения насущных задач все уровни власти. Они верили в то, что музыка изменит мир к лучшему.

«Служить искусству, а не выслуживаться», «Все, что узнал сегодня, завтра отдай людям!» - вот заветы, оставленные нам предыдущими поколениями музыкантов. Их всегда отличала способность отвечать потребностям времени.

Особая роль в развитии системы профессионального музыкального образования в Магнитогорске принадлежит народному артисту РФ, дирижеру Семену Григорьевичу Эйдинову. Именно благодаря его творческой деятельности была создана живая и продуктивная система музыкального образования и просвещения, объединившая музыкальные школы, Дома музыки, городские оркестры, знаменитую на всю страну Академическую капеллу (один из пяти лучших хоров России) и очень сильное музыкальные училище.

Преемник С.Г. Эйдинова, выпускник Магнитогорского музыкального училища имени М.И. Глинки, Александр Николаевич Якупов одним из первых в стране осознал необходимость преобразования этой системы в условиях тотальных перемен в стране в начале 90-х годов. В 1993 году Магнитогорское музыкальное училище было преобразовано в Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт имени М.И. Глинки, а спустя еще три года институт получил наименование консерватории.

В становлении консерватории принимали участие выдающиеся музыканты, ученые, профессоры Московского консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, имена которых и по сей день представляют российское музыкальное искусство во всем мире.

Мы готовим специальную экспозицию в музее консерватории, посвященную этим светлым людям, многие из которых уже ушли.

«Слишком хорошо учим!»

- Что представляет собой многослойная структура консерватории?

- Она объединяет разные направления художественного образования: музыкального, хореографического и театрального, и включает в себя абсолютно все образовательные ступени. Это вуз-комплекс, в который, помимо высшего звена, входит на сегодняшний день аспирантура и докторантура, музыкальный колледж, музыкальный лицей, научно-исследовательский центр диагностики и раннего развития творческих способностей детей, исследовательские лаборатории и творческие студии, Региональный центр научно-методической и творческой информации, повышения квалификации и переподготовки специалистов художественного образования. Непрерывность образовательного процесса дает учащимся возможность достичь высокого профессионального уровня. На базе нашей консерватории функционирует единственный в регионе диссертационный совет.

В свое время мы первыми в стране предложили систему вуза-комплекса, которую сегодня успешно воплощают все крупные вузы, вбирая под свое крыло колледжи и училища. Было создано учебно-методическое и программное обеспечение, разработаны уникальные учебные планы.

Консерватория воплощает в жизнь комплексный подход в художественном образовании, когда теория органично соединена с практикой. В консерватории три концертных зала. Мы ведем подготовку кадров для музыкальных учебных заведений культуры и искусства Челябинской области, для концертных и театральных организаций, а также для учреждений, специализирующихся на краеведении.

Наши талантливые педагоги воспитали не одно поколение прекрасно подготовленных, одаренных музыкантов, актеров, хореографов, артистов балета, которые являются основой развития художественной инфраструктуры города и области.

К сожалению, у нас в регионе по-прежнему дефицит кадров в детских музыкальных школах. Слишком уж хорошо мы учим наших студентов. Все они разлетаются, как птенцы из гнезда, по лучшим оркестрам и театрам мира. Выпускники в большинстве случаев работают по специальности. Об этом говорит приятная статистика: за все годы существования вуза никто из выпускников не был зарегистрирован в Центре занятости.

- Как отметите юбилей вуза?

- Осенью, после того как пройдут традиционные Российские ассамблеи искусств, планируется проведение большого концерта творческих коллективов и солистов консерватории. Учебное заведение живет напряженной творческой жизнью ежедневно. На базе консерватории проходят зональные, региональные, межрегиональные, всероссийские и международные конкурсы и фестивали.

Только что в стенах консерватории «отгремел» 20-й Всероссийский конкурс исполнителей на духовых инструментах «Уральские фанфары», 10 - 14 апреля прошел международный фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов «Европа - Азия», а впереди нас ждет XIII Межрегиональный конкурс молодых исполнителей на струнных инструментах, который мы традиционно проводим в Абзаково. Со всех российских и международных конкурсов наши воспитанники привозят исключительно призовые места.

Досье «МК»

Наталья Николаевна ВЕРЕМЕЕНКО

Профессор, заслуженный деятель искусств РФ.

Окончила Магнитогорское музыкальное училище и Ростовский музыкально-педагогический институт. С 1974 года - преподаватель специального фортепиано в Магнитогорском музыкальном училище, с 1989 года – заместитель директора. С 1990 года была проректором по учебной работе. С 1999-го - доцент, с 2000 года – ректор МаГК. Сочетает административную и педагогическую деятельность. Наталья Веремеенко – инициатор и организатор Дней музыкальной культуры Магнитогорска в Челябинске. Инициатор совместного с Магнитогорским драматическим театром имени А.С. Пушкина проекта постановки мюзикла «Человек из Ламанчи» (2002 - 2003); международного конкурса камерно-ансамблевого исполнительства имени Т.А. Гайдамович. Автор работ, посвященных музыкальной педагогике, в частности, проблеме креативности в обучении молодого музыканта.

Интересы: Наталью Николаевну интересует жизнь во всех ее проявлениях. Она мечтает о домике в деревне и спокойном отдыхе наедине с природой. Ее страстное хобби – времяпрепровождение с любимыми внуками: 11-летней Настей и 9-летним Владюшей.

В апреле этого года в Камерном зале консерватории состоялся концерт одного из прекрасных педагогов, лауреата международных и всероссийских конкурсов, профессора Елены Трофимовой, приуроченный к 20-летию Магнитогорской консерватории. В концерте принимали участие аспиранты, студенты колледжа и консерватории и учащиеся музыкальной школы-лицея.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру