РАЗВЕДЧИК В РОЛИ ЕГЕРЯ, ЕГЕРЬ В РОЛИ РАЗВЕДЧИКА

История Юрия Бурдакова могла бы стать сюжетом многосерийного фильма

Люди в возрасте часто видят сны о своем детстве. Сны Юрия Максимовича Бурдакова - из военной поры. Видит он себя за рычагами трактора, на котором он, одиннадцатилетний пацан, пашет поле. Прицепщиком у него такой же работник-малолетка. А как иначе? Мужики на фронте. Кто еще заменит их? Мальчишки да мамки и сестры этих мальчишек.

История Юрия Бурдакова могла бы стать сюжетом многосерийного фильма
Юрий Максимович Бурдаков

…Он только что отметил 83-й день рождения. Но смотришь на него – и больше семидесяти не дашь. Бодр, энергичен, на память остр. Словом, выглядит молодцом и, как в прошлые годы, готов за любую работу взяться.

А родом Юра Бурдаков из краев воронежских, откуда в войну их с матерью и дедом эвакуировали в Саратовскую область. И в одиннадцать лет парнишка сел за рычаги колхозного трактора. Бригадир один раз показал, как управляться с машиной, и уехал. А совсем юный тракторист остался один на один с полем, техникой, постоянным голодом.

- И вот, наконец, победу отпраздновали, - как-то облегченно вздыхает Юрий Максимович, словно не может вырваться из плена воспоминаний. - Мирную жизнь строить надо. Тогда, в 1949 году, отправили меня в Челябинск учиться в ФЗО – школу фабрично-заводского обучения - овладевать строительными профессиями. Десять месяцев – и на стройку каменщиком. На ноги встал, даже женился. А тут пришла пора в армии служить. Вызывают вечером в военкомат, а уже утром воинский эшелон повез нашу команду в Грузию. Оттуда несколько человек, в том числе и меня, после строгого отбора в Германию отправили.

Известные события в ГДР, начавшиеся с забастовки рабочих, которые выдвинули правительству сначала экономические требования, переросшие вскоре в требования политические, всколыхнули всю страну. Так призывник Юра Бурдаков оказался в войсках особого назначения, их еще называли сталинскими, в эпицентре непростых событий. Что может в такие моменты думать солдат, у которого на далеком Южном Урале осталась жена с шестимесячной дочкой на руках?

Но все обошлось. Год в Германии прослужил, и здесь судьба опять сделала довольно крутой поворот: Бурдакова направили в спецподразделение, в разведку. Все данные для этого были: комсомолец, дисциплинированный, исполнительный, умеет ориентироваться в сложной обстановке.

Так неожиданно каменщик стал учиться совсем не профильному для себя делу (впрочем, это сыграет роль в его дальнейшей судьбе).

На все про все ушло еще три с половиной года. Но жизнь свою с разведкой Юра решил не связывать: человек-то он работящий, сугубо мирной профессии. Отслужил положенное – и дембель, как по-простому говорят. Ну а военная специальность пускай, как бронепоезд, стоит на запасном пути.

Демобилизовался - и прямиком в родной Челябинск, к семье, к гражданской жизни. Поступил на Челябинский трубопрокатный, стал работать в цехе ремонта металлургических печей. В заводском комитете комсомола энергичный, деятельный паренек не на последнем счету - стал секретарем комсомольской организации.

Но ЧТПЗ лишь небольшой штрих в рабочей биографии Бурдакова. Строителем он был не только по профессии, но и, наверное, по призванию.

- Показать, сколько сделал… О-о-о! Сам удивляюсь. Не может быть! Дома, заводы в Челябинске – все моя работа, - торжественная нотка звучит в речи Юрия Максимовича.

Вспомнил он и свою работу на станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе, носившем в свое время номер 78. Там долго в послевоенное время не для каждого проходная открывалась. И его сначала отдел кадров завернул. А когда выяснилось, где служил, кем, – оформили сразу. Но не только это памятно. Здесь он в первичную организацию охотников и рыболовов вступил.

Как позже оказалось, это было шагом к делу по душе. Стал он вскоре инспектором охотнадзора. Сначала нештатным. Собрал единомышленников, которые, так же как и Бурдаков, считали, что природу надо охранять от излишне ретивых добытчиков, приходящих в лес, на озеро как в собственную кладовую, - и стали они грозой браконьеров.

Помогли в борьбе с беспредельщиками навыки, полученные в разведшколе. Так что быстро сделали его егерем штатным, со всеми положенными правами и обязанностями.

Охотугодья в Октябрьском районе, которые было поручено охранять бывшему разведчику, раскинулись на площади в 36 тысяч гектаров. В округе и деревни – Кочердык, Лафетное, Загребино, Банниково, Окунево…

И приезжие, и местные егеря Бурдакова уважали за строгость, требовательность, любовь к порядку, который он поддерживал неукоснительно. Далеко не всем это нравилось. И грозили ему, и стреляли в него. Но не знали браконьеры, с кем имеют дело. А мы-то знаем, что человека, прошедшего серьезную военную школу, к тому же владеющего специальными навыками, не запугаешь.

- На базе сижу, никуда не выхожу, слушаю. Стрельба… Уже знаю, где выстрел прозвучал, и даже предполагаю, кто стрелял. Я на лыжи - и ходу. Раз - передо мной шесть косуль пробежали. Смотрю, а следом за ними всадник на лошади. «Стой, ты куда?» - «Да я тут за зайцами охочусь». Пусть это он кому другому рассказывает. «Большие, - говорю, - зайцы, а главное, с рогами. Где подельники?» Вышел на остальных, спрашиваю: «Почему ко мне не приехали, не отметились?» Они туда-сюда вилять, а тут и без объяснений их ясно, что никакая это не заячья охота, а гоняют косулю. Путевки у них забрал: «Все, говорю, дорогие гости. Охотиться здесь у меня больше не будете». А местным, кто сопровождал компанию, сказал: «Хоть один выстрел сегодня услышу - пеняйте на себя, отвечать будете полностью». Вот такими методами быстро отучил браконьерничать в моем хозяйстве.

Юра рано остался без отца, которого в 1933 году убили бандиты. Рос с дедом и матерью. Весной, когда пахать еще было нельзя, а река Хопер разливалась, садился с дедом в лодку. Плыли они километра три по лесам – такой могучий был разлив, наконец причаливали к высокому берегу основного русла, ловили рыбу. А потом домой, где осуществляли, как теперь говорят, бартерный обмен: мешок рыбы – ведро картошки.

Так познал мальчишка, что такое рыбная ловля. Жизненная тропка вывела его и на охотничью тропу. В Саратовской области жил его дядя – охотник по увлечению и призванию.

- У него были и борзые собаки, и гончие, это хорошо помню, - описывает начало охотничьей карьеры Бурдаков, - после окончания ФЗО приехал к нему в гости. А дядька сразу говорит: «Пойдем на охоту». Дал он мне ружье шестнадцатого калибра. Из него я подстрелил зайца. Это был мой первый охотничий трофей, запомнил это событие на всю жизнь. А еще тогда понял, что оружие мне подвластно, глаз меткий, рука твердая. Первый навык уже в армии на стрельбах закрепил, научился точно мишени поражать, что на охоте необходимо.

Может, это произошло и раньше, подумал я, когда Юрий Максимович вспомнил еще один эпизод из своего военного детства.

В избе, где жили Бурдаковы, остановились на постой офицеры воинской части. Здесь же они организовали что-то вроде класса, где офицеры обучали солдат обращению со стрелковым оружием. Парнишка примечал, как разбирается и собирается пулемет «Максим».

- Однажды, когда в доме никого не было, он быстро разобрал пулемет и не заметил, как военные во главе с командиром части пришли. Стоят в дверях и смотрят, как он «Максима» снова «одевает». Раз-раз – собрал.

- Ну, думаю, сейчас попадет, - смеялся, рассказывая, Бурдаков. – Испугался – жуть. А меня похвалили за то, что приметливым оказался и смекалистым.

Действительно, с тех ли пор он с любым оружием на ты.

После войны, ему, наравне со взрослыми, вручили медаль «За победу над Германией». Так впервые отметили Бурдакова. Впрочем, это не единственная награда ветерана. Трудовые вехи тоже отмечены соответственно. А по части егерской службы у него особое понятие:

- Будь у человека хоть три высших образования, но отсутствует желание егерем работать - не будет толку. У меня нет высшего образования, но я это дело люблю, нахожу его очень полезным, и потому все у меня ладилось.

Ладится у него действительно все. За чаепитием в «Облохотрыболовсоюзе», устроенном в честь именинника, вспоминали, как когда-то поднимали охотничьи угодья. А кто поднимал? Печник – Юрий Максимович. Срубить избушку – Юрий Максимович. Крышу перекрыть – Юрий Максимович. Лодку без помощников построить – Юрий Максимович. Уважительные похвалы еще раз подтвердили: Бурдаков – рабочая косточка, мастер на все руки. Говорили еще и о том, что любое ружье он отремонтирует, приведет в порядок, может и ложе сделать, что теперь редкость.

- Всему меня научила жизнь и армия; хоть и образование получил небольшое, но голова работает и руки. И желание делать все добротно и красиво есть, - подтверждает Бурдаков.

Сошлись на том, что опыт его надо распространять, а для этого - подыскать учеников, которые бы с желанием перенимали знания и умения ветерана.

- Думаю, пора бы уж уходить на покой, - со смущением говорит Бурдаков. - Но как-то вслух сказал об этом - мне сразу отпор: какой покой, ты нам еще нужен, кто без тебя это будет делать-то? Ладно, отвечаю. Потяну пока, сколько смогу.

На открытие минувшего охотничьего сезона он в этот раз приехал без оружия. Просто хотел посмотреть, как охотятся молодые. Не может без любимого дела егерь в роли разведчика, разведчик в роли егеря, хоть и идет ему 84-й год…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру