В поселке Роза наступило безвременье

Местные жители не знают, что будет с поселком завтра

Жители коркинского поселка Роза не особенно довольны итогами переселения и живут в тревоге из-за неопределенности своей судьбы. Одним жаль оставленного дома, привычного уклада жизни, другие потеряли бизнес, третьи возмущены, что не получили нового жилья, как их соседи через дорогу. А иные розинцы рады, что переехали в благо­устроенные квартиры в копейском поселке Тугайкуль.

Местные жители не знают, что будет с поселком завтра
Улица 50-летия Октября, по которой проходит граница расселения поселка.

С проблемами поселка Роза познакомились челябинские блогеры и журналисты во время пресс-тура, который состоялся в минувшую субботу, 12 декабря. Интерес к Розе возник из-за недавних публикаций в СМИ, где вновь была поднята проблема «неполного» переселения жителей из опасной зоны вблизи карьера, неблагополучной экологической ситуации в Коркино, будущей судьбы предприятия и поселка.

Опасная зона отступает

Напомним, что переселение жителей Розы из опасной зоны вблизи самого глубокого в Евразии карьера началось после визита Владимир Путин в феврале 2012 года.

— Я его встречал в прямом смысле, поскольку встреча была в профессиональном училище № 45, где я на тот момент был директором, — рассказывает глава Коркинского района Евгений Валахов.

После совещания появилось распоряжение об отселении людей из опасной зоны. Были определены пять этапов расселения. На сегодняшний день выполнены четыре этапа — переселено четыре тысячи человек. Сейчас идет мониторинг в километровой зоне от края разреза. Если ситуация будет ухудшаться, то появится необходимость и в пятом этапе.

— Но переселять будут не всех подряд и по другой программе — расселения ветхо-аварийного жилья, — говорит Валахов.

Глава района подчеркивает, что «линия переселения» была обозначена не властью, а учеными из екатеринбургского института. Она прошла по четной стороне улицы 50-летия Октября. Территория до этой линии расселена, но на противоположной стороне улицы люди живут в зданиях барачного типа. Когда сносились дома-сталинки, жители бараков чуть не плакали! Они бы с удовольствием переехали на ту сторону улицы. Теперь эти люди требуют дальнейшего переселения, потому что жить в таких условиях невозможно. Все эти дома включены в программу переселения из ветхо-аварийного жилья. Но когда до них дойдет очередь?

— На 2016 год уже не попали, будем надеяться на 2017-й, — вздыхает Валахов.

По словам главы района, та линия, о которой говорили ученые, сегодня дальше не продвигается, наоборот — она отошла на 150 метров. Опасная зона, которая в 2012 году составляла 300 метров, сейчас — только 150, она спустилась на одну улицу ближе к карьеру.

Коркинский разрез — самая глубокая рукотворная яма Евразии.

Евгений Валахов затронул и другие проблемы, которые касаются жизни поселка: выбросы бензапирена, взрывы, выделение газа и горение на дне Коркинского карьера. Но особо подчеркнул, что Коркинский разрез — действующее предприятие, оно социально ориентировано, оказывает большую помощь городу и району. На предприятии трудятся около тысячи человек.

— Предприятие работает, и если кто-то считает, что стоит его закрыть — и проблемы будут решены, ошибается, — говорит глава. — Чтобы рекультивировать угольный разрез, необходимо восемь лет и 28 миллиардов рублей. Эту ситуацию изменить сегодня невозможно. Значит, единственный путь — работа угольного разреза, отслеживание экологической составляющей, борьба с техногенными явлениями.

О перспективах Коркинского разреза и влиянии карьера на экологию региона рассказал журналистам главный инженер «Челябинской угольной компании» Михаил Кислый.

— Некоторые люди заявляют, что разрез загазовывает Розу и Челябинск, — ничего подобного, — утверждает специалист. — За последние два года в зимний период, когда объявлялись неблагоприятные метеоусловия, мы ни разу не останавливали работу, не было превышения ПДК.

Михаил Кислый отметил, что запасов угля в карьере хватит на 5 — 7 лет, после чего он будет рекультивирован. Частично эти работы начаты уже сейчас.

— Разрез будет засыпаться привозными породами. Площадь карьера составляет 3,5 на 2,5 километра, глубина — 500 метров. Планируется, что в будущем на месте Коркинского разреза появится зона отдыха, дно будет выположено и до определенного уровня затоплено водой. Это будет искусственный водоем, а зимой — «горнолыжка», — рассказывает Михаил Кислый.

«Ждем 17-го года»

Но есть и другая точка зрения на сложившуюся ситуацию. Ее журналистам и блогерам изложили сами жители Розы, которые в последние годы живут в подвешенном состоянии, не зная, что их ждет дальше. На сегодняшний день главная проблема — отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и невыносимые условия барачной жизни.

— В наших домах стены совсем черные, дышать нечем. Дети болеют, взрослым без конца скорую вызываем. Страдают астматическими заболеваниями, постоянно вирусы. Трясет все время, и штукатурка сыпется, — рассказывают жители.

Как отметила председатель местного совета депутатов Татьяна Яковлева, на сегодняшний день в поселке четыре школы и пять детских садов. В опасной зоне, которая попала под отселение, остались две общеобразовательных и одна музыкальная школы, детский сад. Все они функционируют. При этом поселок лишился полноценной библиотеки и не имеет Дома культуры.

— Мы прожили много лет в своем поселке, и сказать, что именно сейчас возникла какая-то опасность, нельзя — ведь она была и раньше. Люди, которые остались сейчас по другую сторону улицы 50-летия Октября, не понимают, почему с одной стороны жильцы были переселены, а они, проживая в худших домах, остались. Всего здесь восемь домов, которые признаны ветхо-аварийными. В среднем в одном доме по 12 квартир, значит, без нормального жилья остаются 160 семей. Здесь живут очень хорошие, порядочные, работящие люди. Но у них нет возможности купить другое жилье. А с другой стороны улицы не самые плохие дома снесли: кирпичные, трехэтажные, капитальные. К любой программе нужно подходить здраво. Надо было посмотреть: может быть, как-то эту границу отодвинуть? Жаль такого расходования денег, — говорит Татьяна Яковлева.

По мнению председателя совета депутатов, в идеале нужно построить хотя бы одно здание, где была бы музыкальная школа, библиотека, Дом школьника. Или возвести одну хорошую школу.

Розинцы жалуются на невыносимые условия «барачной» жизни.

— Но что будет завтра с поселком? — задает Яковлева вопрос, который беспокоит всех жителей Розы. — Если он останется — надо строить, а если нет? Мы сейчас построим школу, а потом снесем? Эта неопределенность сковывает руки, не знаешь к кому обращаться, есть ли смысл добиваться, вкладывать деньги. У нас нет будущего. Если бы нам кто-то конкретно сказал — переселение закончено, живите, мы бы развивались. Говорят, что в 2017 году начнется ликвидация разреза и будет понятно, останется ли поселок. Ждем 17-го года.

 


Разместить рекламу и объявление в газете «Московский комсомолец-Урал»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру