Сроки пуска челябинского метро сдвинулись к 2020 году

Гендиректор ОАО «Челябметрострой» Валерий Мочалкин верит в благополучный исход затянувшегося дела

23.12.2015 в 10:38, просмотров: 15204

Челябинское метро уже давно стало ахиллесовой пятой города. Начало строительства объекта датируется 91-м годом прошлого столетия. В новом году впору «праздновать» юбилей долгостроя — двадцатипятилетие. За это время уже заработало метро в Казани, которое строилось всего восемь лет. А подземки в Челябинске как не было, так и нет.

Сроки пуска челябинского метро сдвинулись к 2020 году
фото: Вячеслав Никулин

Многие местные жители уже и не верят в то, что когда-нибудь произойдет такое чудо — открытие метро. А верит ли в него руководство Челябметростроя? С этого вопроса и началась наша беседа с генеральным директором предприятия Валерием Мочалкиным.

Назад пути нет

— Я уверен, что метро в Челябинске будет, несмотря ни на какие обстоятельства, — безапелляционно заявил Валерий Александрович. — За эти годы проведена колоссальная работа по строительству метро, закопать подземку теперь невозможно. Точка невозврата пройдена.

— Ваш оптимизм, похоже, разделяет и губернатор Дубровский, который на недавней пресс-конференции заявил журналистам, что надо бы запустить две-три станции…

— Знаете, когда царя Николая спросили, как строить железную дорогу из Петербурга в Москву, он взял линейку и провел карандашом прямую линию. Однако при этом случайно зацепил свой указательный палец — получился в одном месте изгиб. Так и построили железную дорогу — прямую, с единственной «петлей».

В нашем случае губернаторское решение тоже надлежит выполнить. Ну а если говорить серьезно, то в 2020 году, действительно, можно построить первую пусковую линию, состоящую из четырех станций. Это «Проспект Победы» — «Торговый центр» — «Площадь Революции» — «Комсомольская площадь». Я, как профессиональный строитель, заверяю, что за пять лет такой объем работы выполнить вполне реально, учитывая то, что уже построено за эти годы.

— При надлежащем финансировании?

— Именно — при надлежащем финансировании. Чтобы запустить первый пусковой участок первой очереди метро, нужна приличная сумма — 57 миллиардов рублей.

— Это более чем два годовых бюджета Челябинска. Вы же понимаете, что таких денег на метро в региональном бюджете просто нет...

— Зато есть возможность привлечь инвестиции. И я скажу вам, что желающие вложиться в проект периодически появляются, с ними городские власти проводят определенную работу: анализируются возможности потенциального инвестора, условия сотрудничества и так далее. Я надеюсь, появится тот самый инвестор (а может, и не один), который всех устроит и который будет в силе потянуть столь нелегкую ношу.

— А если не появится? Предположим худший вариант…

— Тогда и дальше будем продолжать строительство метро малыми темпами. Я солидарен с мнением властей города, региона: на данной стадии нельзя останавливать работы ни при каких обстоятельствах, нужно сделать все, чтобы в конечном итоге завершить проект.

От станции до станции

— Валерий Александрович, на какой же стадии сегодня строительство метро?

— Станция «Комсомольская площадь» уже построена. Ведется строительство сооружений станции «Торговый центр». Я думаю, в течение двух лет мы сможем завершить на этой станции все работы.

А вот строительство станций «Проспект Победы» и «Площадь Революции» еще не начиналось. Хотя вентиляционные стволы, перегонные тоннели к ним уже проложены.

— На какие средства и какими силами ведется строительство метро?

— Финансирование ведется в рамках постановления губернатора Челябинской области, предусматривающего выделение средств из регионального бюджета в течение трех лет — с 2014 по 2016 годы. В этом году, например, мы освоили более 500 миллионов рублей, примерно столько же денег на строительство и содержание метро предусмотрено и на следующий год.

В Челябметрострое работает около 300 человек, все квалифицированные сотрудники. Мотивацией для хорошей работы служит достойная зарплата, которая выплачивается без задержек.

Метротрам — не для нас

— Не могу не задать еще один вопрос. Многие эксперты считают, что построить метро при постоянной нехватке средств — дело утопическое. Не лучше ли отказаться от этой затеи и воплотить в реальность другие проекты — например, запустить монорельс или подземные скоростные трамваи (метротрам). На это уйдет куда меньше средств — по подсчетам специалистов, около 8 миллиардов руб­лей. Метротрам — тоже выгодный объект, который хорошо прижился в городе-миллионнике Волгограде. Еще один вариант — законсервировать объект…

— Давайте все же строить. И строить то, что строим. Тем более проект Челябинского метрополитена успешно прошел Главгосэкспертизу. Этот проект очень серьезный, он утвержден на высшем уровне, и что-то менять сегодня или предпринимать какие-то непродуманные шаги, я считаю, нецелесообразно.

Метрополитену в Челябинске быть, как ни крути. Сделано уже многое. Предложения некоторых общественников о консервации объекта не выдерживают никакой критики: ликвидация его потребует еще больше денег, чем строительство нового метро. Так что региону легче и выгоднее его достроить. Кризис не сегодня так завтра закончится, а значит, появится возможность найти средства на благополучное завершение строительства метрополитена. Я в это верю.