По маминым стопам
— Анна, расскажи о себе. Почему ты выбрала именно плавание?
— Моя мама — мастер спорта по плаванию. Поэтому можно сказать, что я пошла по ее стопам.
— Как тебе удалось адаптироваться? Что было самым трудным?
— Левый мой глаз практически не видит, а на правом остаточное зрение, слабое. То есть, грубо говоря, обычные здоровые люди видят единицу, так? Возьмем это за 100 процентов. А я вижу 0,03 от этих ста процентов. Одним глазом. Просто я так адаптирована к внешнему миру, что могу вести полноценную жизнь, даже кино смотреть. Не знающие и не желающие думать люди считают, что я здоровая и притворяюсь. Не хотят видеть суть — что я просто пытаюсь быть как все, пытаюсь адаптироваться и просто хотеть видеть. Им проще не думать… Мой тренер, у которого я занималась в группе, вселял в меня уверенность. Он всегда говорил со мной, помогал и подсказывал. Его отношение ко мне и, разумеется, родительская поддержка помогли поверить в свои силы и не бояться ничего.
— А другие виды спорта тебя не привлекали?
— Не сказала бы, что не привлекали, но к плаванию больше была предрасположена. С детства очень любила находиться в воде. Чувствовала, что это для меня родная среда.
— Как вышло, что ты переехала из Озерска в Уфу?
— В Уфе живет мой тренер Игорь Львович Тверяков, воспитавший четырех паралимпийских чемпионов. Мы буквально напросились к нему, и он согласился взять меня к себе в команду.
— Тебе нравится в столице Башкирии?
— Да, это красивый город с очень высоким уровнем культуры.
Три золота и четыре рекорда
— Вспомни какой-нибудь свой самый яркий, особенный старт.
— Для меня они все были запоминающимися и яркими по ощущениям.
Честно говоря, не могу выделить какой-то конкретный старт.
— А своя коронная дистанция у тебя есть? Или, может быть, их даже несколько?
— Конечно, есть! 100 метров на спине — моя коронная дистанция. На ней я установила четыре мировых рекорда.
— Твоя пока самая главная победа в карьере — это...
— …три золота на чемпионате мира. Совершенно точно.
— Как ты обычно настраиваешься? Из чего состоит твой распорядок дня? Чем увлекаешься в свободное время?
— Стараюсь сосредоточиться конкретно на том, что я должна сделать, а волнение отбросить. В этом мне помогает мой тренер. Ну, а распорядок мой таков: подъем, завтрак, тренировка, обед, сончас, тренировка, ужин и сон. Это если я на сборах нахожусь. А если я дома, то в свободное время встречаюсь с друзьями, гуляю со своей собакой, в кино хожу, книги читаю. Все как у всех (смеется).
— Расскажи, пожалуйста, об Альтернативных играх. Какая атмосфера была на этих стартах?
— Ввиду того, что соревнования проводились в сжатые сроки, атмосфера была суетная, но очень дружеская и домашняя. Да, мы соревновались друг с другом, да, сумма премиальных была такой же, как в случае попадания в призы на Паралимпиаде, но никто не забывал, что мы — одна команда. Это самое главное.
— Тяжело ли психологически было переключиться на то, что соревноваться тебе предстояло с партнерами по команде?
— Кому-то из ребят было тяжело, так как вокруг не витал дух соперничества, не было нужной дозы адреналина. Но я очень комфортно чувствовала себя в этих условиях, потому что была сосредоточена только на том, что я должна сделать. Не нужно было тратить энергию на предстартовый мандраж.
«Сначала был шок, потом обида»
— Как ты вообще перенесла известие об отстранении всей сборной от Игр в Рио? Кто тебя поддержал?
— Конечно, в самом начале был дикий шок. У меня не укладывалось в голове, как можно было вынести такое решение по отстранению всей нашей команды! Это высшая степень несправедливости и бесчеловечности. Много на эту тему можно рассуждать, но я не буду этого делать. Я пару-тройку дней не могла прийти в себя. Все мои близкие и родные всячески старались поддержать и успокоить меня, хотя в такой ситуации очень сложно подобрать нужные слова. Чуть позже пришла обида. Было очень тяжело, что тут скрывать. Но никто из нас не опустил руки, все продолжали тренироваться в штатном режиме и верить, верить, верить…
— Наверное, трудно было найти большую мотивацию?
— Нет, на самом деле мне эта ситуация дала дополнительный толчок, чтобы с еще большим рвением тренироваться и двигаться вперед. Русскому человеку ведь чем хуже, тем лучше. Поэтому нас не сломать ничем, как бы кто ни старался.
— Будут ли у тебя в этом году еще какие-нибудь соревнования?
— В этом году больше стартов не предвидится. Жаль, конечно, что с Паралимпиадой так все получилось… Но думаю, что своим выступлением на Альтернативных играх я всем все доказала.
— Ну и напоследок что бы ты пожелала инвалидам, которые хотят заниматься спортом, но пока не решились на это?
— Самое главное — ничего не нужно бояться. Преграды существуют только у тебя в голове. И если ты внушишь себе, что их нет, то их и не будет. Человек может все, только нужно верить в себя, в свои силы, и тогда все получится!