Во всем виноват кондуктор
1 января кондуктор Ольга Федорова (имя и фамилия изменены) запомнит на всю жизнь. Столько грубости в свой адрес она еще никогда не слышала. Самое обидное, что разговаривали так с ней не разнузданные подростки, а вполне приличные на вид пожилые люди.
- Депутаты что-то там решили, а пенсионеры нас сделали крайними, - сокрушается Ольга Николаевна. – Ругают кондукторов и Дубровского (Борис Дубровский - губернатор Челябинской области – Авт.) на чем свет стоит.
- По глупости в свое время я не подсуетился и не получил бумагу, которая доказывала бы, что у меня не прерывается стаж, - объясняет пенсионер Аркадий Валерьевич Симаков. – Ветераном труда не стал, хотя трудился всю свою жизнь. А теперь оказывается: моему другу, работавшему так же, как и я, область оплачивает проезд, а мне нет.
Решение городской Думы разделило пенсионеров на «золотых» и «простых». Старики постоянно возмущаются: почему я плачу, а этот человек на соседнем сиденье – нет? И некоторые наотрез отказываются доплачивать 50%, причем происходит это уже после того, как кондуктор пробила билет. Ольга Федорова показывает мне смету: рабочий день едва перевалил за половину, а там уже недосдача в 400 рублей.
- Теперь у меня недосдача составляет ежедневно от 300 до 700 рублей, - признается кондуктор. – Нам сказали: в январе мы вам ее простим, а с февраля начнем вычитать эти деньги из зарплаты. Если это действительно произойдет, я, наверное, уволюсь. И так с января стала покупать больше лекарств: нервов тратится немерено.
Карту менять не нужно
Сложностей с реализацией нового закона оказалось много. Непонятно ведут себя транспортные карты. У одних пенсионеров по ним пробивается 10 рублей, у других – нет.
- Нас проинструктировали: «Девчонки, с тех пассажиров, у кого 10 рублей не пробивается, берите 20 рублей наличными». Люди стали жаловаться в прокуратуру, - вспоминает кондуктор Александра Шмакова (имя и фамилия изменены). – Теперь мы закрываем на это глаза: даже если у пенсионера на билете выскочил «ноль» вместо десяти рублей, берем только 10 рублей.
У каждого кондуктора есть распечатанное постановление Городской Думы. Но даже транспортникам не все до конца понятно. В 22-м трамвае кондуктор посылала всех городских пенсионеров в МФЦ менять транспортную карту до 20-го января. Иначе, дескать, придется платить все 20 рублей. Корреспондент «МК-Урал» попросил прокомментировать эту информацию руководителя службы организации движения Василия Муленкова:
- Действительно, в 22 трамвае есть такая кондуктор, с ней уже поговорили, - признался Василий Владимирович. – В МФЦ никому идти не нужно. Мы поменяем терминалы, а карты останутся прежними. Пока будем придерживаться той же схемы: 10 рублей пенсионеры доплачивают наличными. Если вдруг люди дружно проявят желание класть деньги на транспортную карту и расплачиваться ею, мы можем рассмотреть этот вариант. Хотя, на мой взгляд, наличными гораздо удобнее.
Изменит ли принятая депутатами мера положение МУП «Челябгортранс»? По мнению Владимира Муленкова - не изменит.
- Раньше проезд компенсировал городской бюджет, а теперь это бремя поделят между собой город и сами пенсионеры. Нам же, по большому счету, все равно, из какого кошелька получать деньги.
С ним не согласен депутат Александр Галкин.
- У города не хватало средств, чтобы полностью покрывать расходы МУПа, - констатирует он. – У Челябгортранса не хватало средств на ремонт подвижного состава. МУП «Челябинский автобусный транспорт» накопил долги, последние 14 месяцев на предприятии действует конкурсное управление.
По мнению спикера, частичная отмена бесплатного проезда – не только первый шаг к оздоровлению системы общественного транспорта, но и единственный способ сохранить ее.
- Челябинск долгое время оставался одним из немногих городов, сохранившим эту льготу, - подчеркивает Александр Галкин. – Мы дошли до крайней точки: либо транспортное предприятие банкротится, либо идет на частичную отмену льгот.
Экономия в 238 миллионов?
В Челябинске проживает около 50 тысяч пенсионеров. В день почти каждый из них совершает от одной до семи поездок. Нагрузка на бюджет получается около 400 миллионов в год. Принятая мера теоретически позволяет сэкономить 238 миллионов. На практике же все иначе.
- Я почти каждый день пользуюсь общественным транспортом, - говорит работающая пенсионерка Елена Резникова. – Раньше, когда проезд был бесплатным, пересаживалась с одного троллейбуса на другой. Ждала на остановке по полчаса и больше. Сейчас не вижу в этом смысла. За те же деньги сажусь в маршрутку и доезжаю быстро и безо всяких пересадок.
Если одни пенсионеры стали пользоваться услугами частных перевозчиков, то другие просто сократили количество поездок.
- Раньше почти каждый день бывала у дочери и водилась с внуком, - вспоминает Наталья Шумейко. – А сейчас не езжу: дорого. Дочь предлагает мне деньги, но у меня рука не поднимается с нее брать. Но и ездить так часто я не могу. Отношения, конечно, ухудшились.
А Михаил Борисович первый раз за 50 лет совместной жизни серьезно поругался с супругой.
- Она у меня почти неходячая, ветеран труда, - рассказывает он. – Я ей и предлагаю: дай свою ветеранскую карту, чтобы мне ездить по магазинам: я ведь высчитываю, где что дешевле. Она дала – и у меня ее украли! Восстановили без особых проблем, но больше супруга на такие авантюры не согласна.
Начальник управления транспорта Роман Болотов обещает решить проблему с пересадками уже в феврале.
- Мы введем единый проездной, который по которому стоимость поездки будет рассчитываться в зависимости от времени, - рассказал он в эксклюзивном комментарии корреспонденту «МК». – Целых два часа обычные пассажиры будут ездить за двадцать рублей, а пенсионеры – за десять вне зависимости от количества пересадок. Таким образом, проблема, стоящая перед Еленой Резниковой и другими пенсионерами, будет решена. Более того, к идее единого проездного уже подключились два частных перевозчика.
Тот факт, что пенсионеры будут меньше пользоваться общественным транспортом, Болотова не особо волнует:
- Муниципальному транспорту нужно бороться не за льготников, а за обычных пассажиров, - уверен он. – А способ борьбы только один: выводить на линию весь подвижной состав в строгом соответствии с графиком.
У электротранспорта с выходом на линию проблем нет: сейчас в городе работают 180 трамваев и 195 троллейбусов. А вот автобусов на маршрут выходит только 100 из 220-ти. Остальные якобы сломаны, а денег на ремонт нет.
- Автобусники постоянно просят денег, - жалуется Болотов. – Перевозя льготников, они совсем расслабились. Частные перевозчики не надеются на помощь муниципалитета, и при этом успешно работают за те же деньги.