Сергей Зырянов: «Половина челябинцев готовы прийти на выборы»

18% жителей столицы Южного Урала еще не решили, за кого будут голосовать

После Нового года информационные ленты наконец-то начали заполняться новостями о президентской кампании. В Челябинске открылись штабы Владимира Путина, Ксении Собчак, Павла Грудинина, Бориса Титова. С сегодняшнего дня начнется подготовка независимых наблюдателей. Сколько южноуральцев придет на выборы и кому они отдадут свои симпатии? Почему высшее образование мешает голосовать? Обо всем этом говорим с директором Челябинского филиала РАНХиГС, профессором, доктором политических наук Сергеем Зыряновым.

18% жителей столицы Южного Урала еще не решили, за кого будут голосовать
Фото пресс-службы РАНХиГС

- Сергей Григорьевич, почему на данном этапе так много потенциальных участников президентской гонки?

- 17 претендентов – это не самое большое число кандидатов, выдвинутых для участия в выборах президента. В 1996 году 78 человек подали документы в ЦИК и 11 были зарегистрированы кандидатами. Однако активность выдвиженцев действительно превышает показатели многих предыдущих выборов. Что вполне можно объяснить совокупностью факторов: высокая активность претендентов связана с упрощением процедуры регистрации, со снижением порогового числа подписей. Кроме того, чтобы создать впечатление конкурентных выборов президента, в эти выборы может быть зарегистрировано в качестве кандидатов больше человек, чем обычно. Сейчас их 17, до финала дойдут 10, плюс-минус два. Это будет весомым аргументом к тому, что избирательная система в Российской Федерации вполне демократична, а выборы конкурентны.

- Политологи говорят о том, что явка на выборы каждый год снижается в течение двух последних десятилетий?

- Линейного снижения процента избирателей, участвующих в выборах, нет. Интерес избирателей к выборам в каждый избирательный цикл формируется своей группой факторов, например, в 2004 году, когда на выборах президента РФ в качестве кандидатов заявились второстепенные персоны, часть избирателей ушла с выборов, не стала голосовать и явка составила 61,7%. В этом избирательном цикле есть свой фактор – это длительный кризис, который влияет на поведение избирателей, и связанное с ним снижения реальных доходов у населения. Бюджеты домохозяйств уменьшились, начиная с 2014 года на 19%. Полагаю, что это сильный мотиватор к участию в выборах. Избиратели пойдут голосовать, поскольку у них есть проблема и они готовы по поводу неё высказаться.

- В этой кампании тоже присутствуют не все первые лица партий. Нет многим знакомых Геннадия Зюганова, Сергея Миронова..

- Я могу предположить, чем объясняется отказ Геннадия Зюганова от участия в выборах. Он имел самый высокий показатель электоральной поддержки - около 40% - в 1996 году. Социологические исследования показывают, что сейчас электоральная поддержка Зюганова и Жириновского примерно одинакова. Есть риск, что при таком раскладе Геннадий Андреевич окажется не на втором, а на третьем месте с относительно невысоким к тому же процентом. А это очень большие репутационные издержки. Для того, чтобы сохранить политический имидж Геннадия Зюганова и усилить имидж КПРФ, на съезде партии было принято решение выдвинуть Павла Грудинина. Для нового человека, впервые участвующего в президентских выборах, даже третье место – это успех, не говоря уже о втором. Что касается Сергея Миронова, он вынужден был вообще снять свою кандидатуру, потому что его электоральная поддержка упала до неприлично низкого уровня. Ему вообще нет смысла участвовать в этих выборах.

- Много ли южноуральцев придут в этом году на избирательные участки?

- Опрос, который мы проводили в середине декабря в Челябинске, свидетельствует о том, что явка избирателей в южноуральской столице будет в районе 50% плюс-минус 5. Это высокая явка для такого крупного города, как Челябинск. Ведь в крупных городах явка всегда ниже, чем в малых и средних, и чем в сельской местности. Чем больше среди избирателей тех, кто имеет высшее образование, тем ниже явка на выборы. Избиратели с высшим образованием в меньшей степени поддаются суггестивному воздействию всех информационных ресурсов, которые задействуются в период избирательной кампании.

- Но они же могут проголосовать в соответствии со своим личным мнением, кто мешает?

- Могут, но здесь действует целый комплекс длительно работающих факторов. Они приводят к тому, что в РФ, в том числе в Челябинской области, группа избирателей, имеющих высшее образование, менее активно участвует в избирательной кампании, в том числе президентской. Могу предположить, что эта категория мыслит так: мое будущее зависит прежде всего от меня.

- А теперь давайте перейдем непосредственно к кандидатам.

- У нас есть данные декабрьского опроса жителей Челябинска. Мнение избирателей о том, за кого они будут голосовать, пока предположительное, так как не известен финишный состав кандидатов, не ведётся сама избирательная кампания. Итак, 18% пока не определились со своим кандидатом. За Владимира Путина готовы голосовать 79,3% от числа тех, кто заявил, что придет на выборы. За Владимира Жириновского 7,5%. У Григория Явлинского 1,9%, у Ксении Собчак 0,9%. Довольно высокий процент избирателей – 6,2% были готовы отдать свой голос А.Навальному, но он решением ЦИК не допущен к выборам. Характерно, что 4,5% опрошенных выбрали вариант ответа «испорчу бюллетень». Это группа протестных избирателей.

- Теперь сторонники Навального будут бойкотировать выборы?

- Вовсе не обязательно. По нашим социологическим наблюдениям на призыв своих избирателей к неучастию в выборах реагирует в лучшем случае только половина сторонников кандидата. То есть два с половиной - три процента, может быть, поддержат эту идею.

- Есть еще такая вещь, как антирейтинг.

- А вот здесь мы наблюдаем очень интересную картину. Только у Путина антирейтинг уменьшается на 3-4%, а у всех остальных растет. Ресурсность главного претендента на пост президента России несоизмеримо выше и финансово, и информационно, и технологически. Он человек, пользующийся доверием 80% жителей РФ. Это очень высокий процент доверия, который легко конвертируется в электоральную поддержку.

- Может быть, дело в пассивности других кандидатов? Большинство из них не очень активно себя ведет в межвыборный период.

- Наша политическая жизнь имеет форму флюса. С одной стороны, очень большое влияние и доверие у президента РФ. С другой стороны, доверие к другим претендентам быстро уменьшается, но не потому, что слаба их активность как кандидатов, а в силу того, что так функционирует политическая система российского общества. Должность президента притягивает к себе гораздо большее внимание и обеспечивает более высокий уровень доверия, чем должность лидера какой-то партии. В такой ситуации выборы, скорее всего, пройдут в один тур. В сбалансированной политической системе присутствовало бы несколько полюсов влияния.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру