Одно из главных театральных событий на Южном Урале – фествиаль «Камерата» - начнется уже совсем скоро. Первый показ 17 октября, а значит, самое время покупать билеты.
«Камерата» - фестиваль отличных спектаклей. В этом его главный смысл и концепция. Все спектакли действительно отличные, в смысле достойные – и это подтверждено их неоднократным участием в различных проектах. Во-вторых, спектакли отличны от того, что идет сегодня на челябинской сцене. И по режиссуре, и по выбранному материалу. А теперь взглянем на афишу более пристально. Рассказать о самых интересных спектаклях мы попросили известного российского театрального критика, одного из трех членов жюри «Камераты» Владимира Спешкова.
- В день открытия нас ждет спектакль «Вахтангов_Чехов.docх» Санкт-Петербургского Городского театра. Жанр спектакля – игра с документом. Молодые актеры на основе документов, воспоминаний, книг, театр учебников сделали спектакль о том, что происходило в российской театральной культурой в начале прошлого века (Чехов в данном случае не Антон, а его племянник Михаил, основатель собственной театральной школы). Это интересно, потому что история рассказывается современными молодыми людьми, - рассказывает Владимир Спешков.
Спектакль имел широкий резонанс, при этом сам «Городской театр» сейчас находится в незавидном положении. Живут на то, что сами зарабатывают, а этого явно недостаточно. Вполне возможно, что спектакль останется лишь в воспоминаниях и видеозаписях, а у челябинцев пока есть уникальная возможность его посмотреть.
Второй день Камераты 18 октября можно смело назвать днем современной драматургии. Оказывается, к ней обращаются не только в столицах, но и таких малых городах, как Стерлитамак и Прокопьевск. Первый привозит спектакль «За белым кроликом» по пьесе Марии Огневой. Криминальная хроника (история о двойном убийстве) перемешивается с «Алиса в стране чудес». Прокопьевск привозит другую современную пьесу, точнее, пьесу-песню – «Как я простил прапорщика Кувшинова».
- «Камерата» – фестиваль с постоянными героями, - замечает Владимир Спешков. - Мы смотрим за их эволюцией. Один из таких героев – Сергей Федотов, главный режиссер пермского театра «У моста». Федотов считается главным мистиком российской театральной сцены. И в привозимом им 19 октября спектакле «Головлевы» мистики будет хоть отбавляй.
20 октября – самый насыщенный день «Камераты» и четыре спектакля, один из которых, «Разговор в разговоре» по стихам Иосифа Бродского, будет сыгран дважды. Это моноспектакль, как и «Сибирь».
Автор «Театральной истории» и «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» - Артур Соломонов, видный израильский культурный деятель, уже бывавший на «Камерате». Ожидается, что будет и в этот раз, причем в качестве участника читки «Как мы хоронили», поставленной режиссером Олегом Хаповым.
- Поклонникам традиционного русского психологического театра я бы посоветовал идти на «Отца» по пьесе Стринберга, - говорит Владимир Спешков. – Омский драматический театр считается одним из лучших в России. – У этого спектакля было три номинации на «Золотую маску» - лучшая режиссура (Павел Зобнин), лучшая мужская роль (Михаил Окунев) и лучшая женская роль (Анна Ходюн).
Интересны и два других спектакля, сыгранные в этот же день. «Дама с собачкой» и «Отрочество». Всем известные тексты Чехова и Толстого инсценировали молодые друматурги Ася Волошина и Ярослава Пулинович. Привозят их тюменский театр «Ангажемент» и Камерный театр объединенного музея писателей Южного Урала (есть на белом свете и такой).
Во вторник, 22 октября спектакль «Лишний» по пьесе Довлатова приводит из Екатеринбурга «Ельцин-центр». Очень интересный коллектив, не раз бывавший на другом челябинском фестивале – «Дебаркадер», а на «Камерате» он впервые. А вот Озерск пришлет «бабий message», который окажется не чем иным, как «Ямой» по пьесе Куприна.
- Режиссер этого спектакля Никита Золин – ученик Елены Калужских, - замечает Владимир Спешков, - и одна из главных надежд южноуральской режиссуры. Ну а завершится «Камерата» спектаклем хозяев – Камерного театра – «Generation П».
Важно понимать, что «Камерата» - это не только спектакли, но и каждодневные обсуждения, и лекции в институте культуры, и программа театральных капустников и, наконец, вечер памяти Сергея Юрского.
- Спектакль Юрского «Стулья» стал легендой «Камераты», - вспоминает Владимир Спешков. - Народу на него пришло так много, что, к ужасу Сергея Юрьевича, стулья стали брать прямо со сцены, где они необходимым реквизитом.
Хочется пожелать таких же аншлагов и «Камерате-2019». В добрый путь!