Выпускник челябинского авиационного училища геройски погиб в экипаже Николая Гастелло

Малоизвестная страница истории Великой Отечественной войны – в специальном проекте «МК-Урал»

О подвиге легендарного летчика Николая Гастелло наслышан всякий. Но не все знают фамилии членов его экипажа. Долгое время они умалчивались, и лишь во второй половине прошлого века справедливость была восстановлена. Штурманом самолета был выпускник Челябинского авиационного училища Анатолий Бурденюк.

Малоизвестная страница истории Великой Отечественной войны – в специальном проекте «МК-Урал»

Что мы знаем о нем?

На момент гибели молодому летчику только-только исполнилось 19. За три года до этого он бросил школу, чтобы стать летчиком. Диплом получил накануне войны.

Биографические сведения обо Анатолии Бурденюке крайне скудны. Родился он в 1922 году в посёлке Кармалка Бугурусланского уезда Самарской губернии. Его отец Аким Иосифович Бурденюк - украинец-переселенец. Мать Полина Феофановна русская. В 1931 году Бурденюки переезжают из Кармалки в Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1938 году Анатолий Бурденюк окончил там фабрично-заводскую школу №11.

А дальше начинается военная летопись жизни Анатолия Бурденюка. В 1938 году он поступил в Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей. В 1940 году окончил училище, получив звание «лейтенант». В июле 1940-го, за год до начала Великой Отечественной Войны, Анатолий стал служить в 164-м авиационном полку первой резервной авиационной бригады Орловского военного округа (июль 1940 — октябрь 1940). В это время Анатолий Бурденюк прошёл трёхмесячную программу переучивания на новейший двухмоторный бомбардировщик ДБ-3Ф. После этого, с октября 1940 года Анатолий Бурденюк — штурман 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В экипаж Николая Гастелло он попал за месяц до войны. Сначала был штурманом четвертой эскадрильи 207-го авиаполка (24 мая — 23 июня 1941), а затем, в составе того же экипажа, штурманом второй эскадрильи 207-го авиаполка.

Огненный таран

26 июня 1941 на ДБ-3Ф при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, штурманом которого был Анатолий Бурденюк, был подбит. Когда в бак самолета попал немецкий снаряд, Гастелло направил охваченный пламенем самолет на колонну вражеских автомобилей. От удара воздушного судна взорвались десятки цистерн с бензином. Вместе с Гастелло погиб весь экипаж самолета, в том числе и штурман Анатолий Бурденюк. Он прослужил всего несколько месяцев, а на фронте погиб уже в третьем по счету сражении. Его останки, увы, не нашли…

Таран экипажем Гастелло немецкой механизированной колонны вскоре получил широкую огласку. Этот подвиг был одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны как в военный, так и в послевоенный периоды. Командиру корабля Николаю Гастелло в июле 1941 года присвоено звание «Герой Советского Союза», его именем назывались улицы городов, пионерские организации и колхозы, его подвигу были посвящены художественные произведения. В то же время, члены экипажа Гастелло оставались в тени, зачастую об их участии участие в знаменитом таране вообще не упоминалось. Справедливость восторжествовала в 1958 году. Благодаря усилиям родственников и однополчан членов погибшего экипажа Анатолий Акимович Бурденюк, А. Калинин и Г. Скоробогатый стали кавалерами ордена Отечественной войны I степени.

Долгое время считалось, что экипаж Гастелло совершил свой знаменитый таран возле деревни Декшняны, расположенной недалеко от посёлка городского типа Радошковичи. В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы экипажа Гастелло. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи сослуживцев Скоробогатого — командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Эта информация была засекречена и на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы экипажа Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи перестройки, когда они впервые проникли в СМИ.

Одно время были споры, имел ли место факт «огненного тарана». Если он был, то кто его совершил – экипаж Гастелло или Маслова? Сейчас, когда дискуссии поутихли, достоверно можно сказать одно: члены обоих экипажей – настоящие герои. Они совершили подвиг в самом начале войны, когда горизонты Великой Победы еще даже не были видны.

Память об Анатолии Бурденюке жива. Его именем названа центральная улица военного городка Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. И само училище с 2003 года носит имя Бурденюка. Есть и мемориальная доска, установленная  на одном из зданий ЧВВАКУШа. Помнят Анатолия Акимовича и в Екатеринбурге. Его имя носит школа, в которой он учился.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру