— Мы предложили художникам, в том числе тем, кто сотрудничает с арт-галереей, создать образ героя. Он мог быть фантастическим или вполне реальным. Мы очень рады, что выставка состоялась, ведь в какой-то момент даже почувствовали отчаяние, — поделился искусствовед, куратор выставки Анатолий Разуев.
Отчаяние было здесь потому, что боялись не собрать достаточное количество работ. По мнению Анны Юсуповой, еще одного куратора «Образа героя», тема достаточно сложная и совсем не обязательно политическая.
— Возможно, современные художники острые социальные темы стараются обходить стороной, предпочитая пейзажи, да и государственных заказов сегодня нет. Отчасти здесь прослеживается противостояние между выставочными площадками и художниками, — говорит Анатолий Разуев.
Но все получилось, сложилось, как пазл. Большая часть представленных работ возвращает посетителей в прошлое. Вот гравюры «Сталевар» и «Выпуск плавки» Дмитрия Фехнера, старейшего челябинского художника-графика, книжного иллюстратора, основателя Союза художников.

Вот линогравюра Николая Черкасова «ЧТЗ. Трубопроводы». «На стройке» и «На ЧМЗ» — работы Николая Богомолова, в прошлом руководителя изостудии Металлургического района.
— Тогда был запрос общества на изображение человека труда. Он выступает в двух ипостасях. Первая — человек, которому все подвластно. Вот он стоит и небрежно смотрит на плавку металла, он — повелитель. Вторая — человек — винтик, существо, которое подчинено ритмам пятилеток. Именно такого героя мы видим у Николая Черкасова. Его фигура маленькая и невзрачная по сравнению с гигантским заводом, он подавлен. Для авторитарного государства нужен был человек управляемый, которого можно было бы легко направить на любую стройку страны, он был максимально обезличен. Конечно, в те времена у художников были разные подходы, это просто два полюса, — отметил Анатолий Разуев.
В этот же блок удачно вписываются и картины челябинского арт-дуэта Len Inn. Елена Красненок и Инна Морозова работают вместе со студенческих времен. Их образы типичны для соцреализма. На одной из них — рабочий на фоне махины ЧТЗ.

От художницы Миланы Чемодановой, которая несколько лет назад презентовала горожанам серию портретов на старых обоях, посвященную культуре 90-х, представлена картина «Танкоград». В центре — молодежь, на «тачке», в модных тогда спортивных костюмах, с сигаретой в зубах. Обрезки газет и, конечно же, заводские трубы… А вот «Последний герой» Миланы — мужчина средних лет, растворяющийся в желтом тумане… И больше ничего, разве что тоска и обреченность.

На полотнах челябинской художницы Юлии Безштанко — гиганты. С кем они сражаются неизвестно. А название серии работ Романа Давыдова «Чудовище острова Минос / Победа над страхом» говорит само за себя…
— Речь идет о внутреннем мире человека, о его восприятии окружающей действительности, — рассуждает Анатолий Разуев. — Почему современный молодой художник обращается к античной теме и создает эти очень тревожащие образы? Герой становится победителем, но вновь поднимает меч и идет сражаться дальше… Почему он так сосредоточен на процессе борьбы? Может быть, общеполитическая обстановка создает такие условия.

«Герои» – тема и «Ночи музеев» в 2025 году. Конечно же, это связано с Годом защитника Отечества, объявленным президентом. По задумке, она позволит музеям опереться на исторический фундамент, а также рассказать о «героях нашего времени». Узнаете ли вы их на выставке в арт-оранжерее? Не факт, но сходить обязательно нужно. Чтобы поразмышлять.
Ранее мы рассказывали о том, когда Челябинск станет центром креативной экономики.