Чугун вам в дом! Как расцветало и чуть не сгинуло знаменитое каслинское литье

Одним из самых узнаваемых брендов Челябинской области за ее пределами является каслинское литье. Черную витиеватость чугунных фигур узнают с первого взгляда, коллекционеры бегают по барахолкам в попытках купить редкие экземпляры, а крупные российские мегаполисы не прочь включать в свои программы по благоустройству изделия из Каслей.

Чугун вам в дом! Как расцветало и чуть не сгинуло знаменитое каслинское литье
Игорь Нарский. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

О том, как и почему наступил звездный час каслинского литья на рубеже XIX и XX веков шел разговор в программе «Говорящие» в рамках проекта «Радио Наука» на Гранада ТВ. Гостем видеоподкаста стал профессор Игорь Владимирович Нарский, который не только погружен в историю вопроса, но и сам увлеченно собирает фигурки из чугуна.

Общеевропейский путь

— Игорь Владимирович, в знаменитом каслинском павильоне, который 125 лет назад прогремел на Всемирной выставке в Париже, можно рассмотреть и византийский стиль, и скандинавские мотивы, и древнерусские — мастера смешали многое. Это особенность каслинского литья?

— То, что там намешано много стилей совершенно не удивительно. Это характерно тогда было для всей Европы. Да и во всем мире вторая половина XIX века, особенно ближе к его концу наблюдается поиск своих корней (происходит открытие нации, как сообщества с общим прошлым), кроме того это эпоха историзма. Отсюда смешение стилей, апробирование всего, начиная от Ренессанса (и даже раньше) и заканчивая эпохой романтизма. И на этом фоне открываются свои национальные стили у всех — у немцев, французов, англичан… Баварские шорты, например, это тоже изобретение второй половины XIX века. Русские самовар также появился в это время. Многое, что нам кажется пришедшим из глубины веков, на самом деле не такое уж и древнее. И каслинское литье формируется именно в это время.

И на тот момент это тоже явление международное. Ведь в Европе тоже очень много отливали из чугуна. Например, у меня в коллекции есть изделие из Гессенского княжества, созданное между 1840-м и 1850-м годами на знаменитой фабрике Циммерманна в городке Ханау. И, знаете, по технологии изготовления это очень похоже на ранее каслинское литье. Тот же чугун, та же сажа, тот же лак на основе субстанции, которая не забивает тонкие рисунки.

— А вообще чугун как пришел в искусство, ведь обывателю этот материал видится несколько грубым?

— Это история началась в XVIII веке. Это время, когда потихоньку разворачивается то, что сегодня принято называть промышленной революцией. И связано это с появлением среднего класса. В мире появляется широкий круг потребителей мелкой пластики, кабинетных предметов. Так на сцену выходит художественное литье. И наиболее популярным становится в этой связи именно чугун. Почему? Во-первых, потому что он бюджетный, во-вторых, потому, что его выплавляли огромное количество. А потом, в середине XIX века многие (в том числе фабрика Циммерманна в Ханау и Прусская королевская чугунно-литейная мануфактура, откуда было пришло много образцов и технологий в Касли) переходят на бронзу. А в Каслях наоборот в 50-80 годы позапрошлого века происходит самый-самый расцвет именно чугунного литья.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Причин этому много, в том числе и экономических. На Урале умели и производили и медное литье, было здесь и бронзовое художественное литье. Но бронза была дороже, а технология сложнее. Поэтому Касли сделали ставку на чугун.

— Но кто подтолкнул каслинцев именно к декоративно-прикладному искусству. Ведь, кажется, более естественно лить пушки и ядра для государства, которое ведет довольно активную внешнюю политику?

— Еще раз повторюсь, это не было исключительно местным явлением. Чугунным художественным литьем занимались многие европейские мануфактуры. Но в Каслях, конечно, в числе прочего сыграл личный фактор. В 1852 году управляющим каслинского завода становится коллекционер — генерал-майор Дружинин. Собственно именно он создает первоначальный ассортимент, активно поставляет на завод образцы из своих коллекций (причем это были не только бронзовые и чугунные предметы, но и, например, фарфоровые). Благодаря его энтузиазму сформировался костяк ассортимента каслинского литья более богатого, например, чем в Кусе. Изделия в последней были по качеству и эстетике ничуть не хуже каслинских, но к 1914 году в каталогах изделий у них было в два раза меньше чем в Каслях. Правда, за этим скрывается еще одна штука. Все-таки в Каслях действовало предприятие частное, а в Кусе — государственное.

Подножка от конкурентов и буржуазный пережиток

— С кабинетными скульптурами Каслей, говорят, был связан один небольшой скандал, который случился именно на выставке в Париже. Каслинских мастеров тогда, говоря современным языком, обвинили в нарушении авторского права. Пиратствовали наши?

— Да, была такая история, на мой взгляд, раскачивали ее совсем не случайно. Но здесь нужно понимать, что по Европе тогда в принципе гуляло большое количество неподписанных предметов. И неавторские изделия брались на вооружение многими, было немало предприятий, которые одновременно изготавливали изделия по одним и тем же моделям. В тех же Каслях и Кусе более тридцати предметов делали по одним и тем же образцам и друг к другу никаких претензий не высказывали. Так, что, я думаю, скандал, который пытались раскачать на Парижской выставке, на мой взгляд, был попыткой конкурентов ударить по уральскому предприятию.

— А в принципе выстраивалась работа в Каслях с авторами?

— Все, что касается авторских прав, соблюдалось достаточно строго в отношении российских скульпторов. Что касается иностранцев, то тут случалось по-разному. В каслинских каталогах можно найти огромное количество предметов, на которых написано, что автор неизвестен. На дореволюционных экземплярах можно найти затертые подписи, что говорит о том, что предмет был взят на вооружение без соблюдения авторских прав, но при этом и без особых сомнений по поводу того, можно ли это делать.

— Насколько вообще был серьезен ассортимент каслинского литья?

— Я знаю, что на 1910 год он составлял около восьми сотен изделий. И это без включения медалей, всяких прессов, учитывается только собственно кабинетная скульптура и крупные предметы типа подсвечников.

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

— Кого в образах было больше — животных, сказочных персонажей, людей?

— Трудно сказать, но из того, что можно было увидеть в интерьерах XIX — начала XX веков, мне кажется, все-таки большее предпочтение отдавалось животным. Даже в кабинете градоначальника Санкт-Петербурга в 1910 году не стоит ни одного бюста (в том числе и императоров), зато есть две скульптуры с конями авторства Клодта, произведенные в Каслях.

— Несмотря на свою раскрученность после Парижа каслинское литье в XX веке чуть было не исчезло.

— Да, действительно с 1914 по 1934 год литье с небольшими перерывами практически прекращается. Во время Первой мировой войны все свернуто, потому что были более жгучие надобности, а потом начинается Гражданская война и прочее-прочее. В начале 20-х годов пытались что-то делать и даже отливали пару подарков для Владимира Ильича Ленина, но в 1925-27 годах закрыли направление по идеологическим соображениям. Каслинское литье на тот момент воспринималось, как буржуазный пережиток.

А в 1934 году мастера, которые еще оставались и которые умудрились сохранить огромное количество форм, обратились к Максиму Горькому с просьбой помочь вновь запустить каслинское производство. И он помог. А тогда наступило время, когда уже можно не затягивать пояса, появилось настроение, что многое сделано и теперь можно начинать радоваться жизни, славить достижения народа и страны и искать свои корни. Причем искать в каком смысле — соединить в новом советском каноне классику с народным и самодеятельным творчеством. А каслинское производство с одной стороны классика, а с другой — народные мотивы.

Ранее по теме: Вросшая в Россию – как береза превратилась в символ нашей страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру