Свет в зеркальце: Что рассказал ученым предмет из могилы сарматской жрицы

Откуда сарматские жрицы в привозили себе бронзовые зеркала на Южный Урал, как ученые заставляют разговориться предметы, вынутые из древних могил, и можно ли исследовать артефакты, не ломая их…

Доктор исторических наук Александр Дмитриевич Таиров, директор научно-образовательного центра Евразийских исследований ЮУрГУ стал одним из героев очередного выпуска программы «Факты и Артефакты» — совместного проекта медиахолдинга «Гранада Пресс» и Государственного исторического музея Южного Урала.

Откуда сарматские жрицы в привозили себе бронзовые зеркала на Южный Урал, как ученые заставляют разговориться предметы, вынутые из древних могил, и можно ли исследовать артефакты, не ломая их…
Фото Андрея Трушникова

Связь с потусторонним миром

— Александр Дмитриевич, перед нами сейчас лежит бронзовое зеркальце из экспонатов нашего Исторического музея, в которое смотрелись милые дамы прошлых тысячелетий… Откуда его извлекли, из каких оно времен и чем уникально?

— Это зеркало из погребения, исследованного в 2007 году в могильнике Кичигино-1, который находится в районе города Южноуральска. Здесь похоронена знатная женщина солидного для того времени возраста — на момент смерти ей было далеко за 50 лет. В иной мир ее отправили с достаточно богатым инвентарем. Судя по нему, при своей жизни эта женщина выполняла какие-то жреческие функции. С ней был найден набор предметов, который указывает именно на это — ножички, шилья, в том числе и вышеназванное зеркало...

Нам известно, что зеркала связаны с определенными мифологическими представлениями, с потусторонним миром. В древности — а этот предмет относится к раннему железному веку, скорее всего к первой половине IV века до нашей эры — зеркало помимо своей чисто утилитарной функции, играло роль как бы окошка между разными мирами, обеспечивало связь между шаманом, жрецом с какими-то духами.

 

— В каком состоянии была находка, все-таки в земле она пролежало несколько тысячелетий? И что «рассказала» ученым?

— Зеркало было достаточно сильно окислено. Среда неблагоприятная. Понадобились усилия реставраторов, чтобы остановить процесс окисления. Во время этой работы возникали и вопросы, связанные с происхождением этого предмета, — откуда оно, из чего состоит… По внешнему виду ответить на них очень непросто. Мы видим, например, что зеркало зеленое, но зеленым может быть, как медь, так и бронза. Да и бронза бывает разная — мышьяковистая, оловянистая, свинцовая и так далее. Мы попытались исследовать его с помощью современных методов, которые позволяют определить состав металла, не нанося предмету никаких повреждений. Все-таки зеркалу этому больше двух тысяч лет и очень жалко было бы его испортить.

 

— Что это за метод такой волшебный?

— Рентгенофлуоресцентный метод исследования металла, когда на поверхность выпускается пучок рентгеновских лучей, в результате получаем спектр, по которому определяют то, что присутствует в составе изделия. Так можно определить практически все металлы, которые тяжелее титана. Такой метод предмету никаких повреждений не приносит, поэтому он широко используется именно в работе с археологическими материалами, музейными экспонатами, в том числе с золотыми и серебряными изделиями. Раньше, чтобы исследовать состав металла, его приходилось сверлить, отпиливать кусочки, таким образом, нанося вред предмету.

 

— У нас есть в регионе необходимое для этого оборудование или приходится куда-то отправлять артефакты?

— Мы работаем в основном с институтом минералогии в Миассе. У них очень хорошая для этого производственная база, хорошее оборудование, отличные специалисты. Там ребята достаточно молодые и активно работают в области геоархеологии.

К слову, направление геоархеология или археологическая минералогия начала развиваться в конце XX века. И Челябинск в этом вопросе находился в передовиках. Достаточно сказать, что первый учебник в России по основам геоархеологии был выпущен Южно-Уральским государственным университетом совместно с южноуральским институтом минералогии. Сейчас специалисты уже исследуют не только металл, но и другие археологические материалы, например, керамику.

Доктор исторических наук Александр Таиров с помощью анализа материала древнего зеркала раскрывает экономические связи сарматов, живших на Южном Урале более двух тысяч лет назад. Кадр из программы "Факты и Артефакты".

Македонский, скифы и Южный Урал

— Что же показал анализ зеркала?

—Оказалось, что выполнено из высокооловянистой бронзы — то есть в этой бронзе содержится большое количество олова (до 20-25 процентов). Это, так называемые, зеркальные бронзы, которые при полировке дают очень ровную поверхность и в них действительно можно смотреться!

Но дело в том, что на Южном Урале олова как такового нет, сюда оно поступало извне. Для наших территорий было три основных источника олова — Северный и Центральный Казахстан, Алтай и Средняя Азия. Исходя из того, что ученые уверены, что материал этого зеркала имеет такой состав, и того, что оно явно было произведено в высокотехнологических мастерских (сарматы, которые в то время обитали на Южном Урале, не могли в кочевых условиях обеспечить такое качество изделия), мы пришли к выводу, что сделано зеркало было в каких-то ремесленных мастерских. В то время такие мастерские нам известны только в Средней Азии, где существовали такие государства, как Бактрия, Хорезм, Согдиана, Маргиана — те государства, которые вошли потом в состав империи Ахеменидов. Так что это зеркало, вероятнее всего, произведено в какой-то из мастерских на этой территории.

 

— Грубо говоря, анализ металла позволяет отследить древние торговые связи народов Южного Урала?

— Если отойти немного от зеркала, мы даже фиксируем по металлу изменения направления этих связей. Например, для VI-VII веков говорим о том, что олово могло поступать к нам из Северного Казахстана, где жили родственные южноуральским кочевникам народы. А вот в V-IV веках территория Казахстана запустевает, нет там почти населения, стало быть, получать оттуда олово южноуральцы в этот момент не могут и у нас появляется среднеазиатское олово. В этот период фиксируется появление на Южном Урале множества изделий из Средней Азии, в письменных источниках упоминаются южноуральские кочевники, которые принимают участие в событиях, происходящих в тех землях, например, связанных с походами Александра Македонского. Южноуральские сарматы в то время были тесно связаны со среднеазиатским населением и экономически, и культурно, были между ними и брачные отношения, поэтому бились с войсками Македонского на их стороне.

 

— А современная технология пока не может, «просветив» металл, сразу показать его географическое происхождение?

— Пока до этого далеко в отношении бронзовых изделий. Но, например, если мы находим предметы из чистой меди, то по микропримесям в ней можем дать географическую привязку, где было добыто сырье для производства. Видим, когда произведенный на Южном Урале металл появляется в других уголках мира. Например, в Причерноморье большое количество изделий шло с Востока, в том числе из нашей территории. У здешних скифов есть изделия из чистой меди, в южноуральском происхождении которой эксперты не сомневаются.

В отношении бронзы все значительно сложнее. Потому что достаточно часто происходила переплавка металла. Он высоко ценился, и любой обломок снова шел в дело, в результате в новом изделии все могло очень сильно перемешаться.

 

— Можно сказать, что на Южном Урале в древности были своего рода пункты приема металлолома…

— Не исключено, что подобное явление в той или иной мере существовало. Мастера тех времен совершенно точно разбирались в составе металла, отличали его даже по внешнему виду, и при плавке по мере необходимости добавляли тот или иной кусок в свой состав.

 

— Смотрю на это зеркало и думаю, что одно дело изучение предмета, другое — его реставрация. А может, не имеет смысла начищать древние памятники, подклеивать к ним недостающие элементы, ведь теряется их историчность. Возможно, правильнее демонстрировать предмет именно в том виде, в котором его достали из-под земли?

— Тут нужно отличать реставрацию от консервации. Это все-таки разные вещи. Предмет, который лежит в земле, находится в определенном равновесном состоянии с окружающей его средой. Да, там тоже идут процессы окисления, но и происходит это достаточно медленно. Но, когда археологи достают его из земли, он попадает в иную среду, что значительно ускоряет разрушение. Если мы не законсервируем вещь, то ее потеряем. Например, бронзовое зеркало, о котором сегодня много говорили, очень быстро превратилось бы просто в зеленый порошок.

При реставрации мы решаем уже другие задачи. Например, восстанавливаем отломанную от предмета часть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2025

Заголовок в газете: Свет в зеркальце

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру