Жертвы в пещерах. Ученые рассказали, зачем древние южноуральцы убивали своих детей

Человеческие жертвоприношения? Нам кажется, что это от нас так далеко, есть лишь где-то в дремучих местах, показанных в фильме «Апокалипсис» Мэла Гибсона. Однако ученые, которые изучают древнюю историю Южного Урала, сегодня достаточно уверенно говорят, что практика принесения человеческих жертв на нашей земле была распространенным явлением.

Жертвы в пещерах. Ученые рассказали, зачем древние южноуральцы убивали своих детей
Выставка «Пещера» приурочена к 45-летию открытия палеолитических рисунков в Игнатиевской пещере. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

В частности об этом шел разговор в свежем выпуске совместного проекта Гранада ТВ и Государственного исторического музея Южного Урала «Факты и Артефакты», который был посвящен выставке «Пещера», принимающей сейчас посетителей. Напомним, сама выставка приурочена к 45-летию открытия палеолитических рисунков на стенах известной на весь мир Игнатиевской пещере. Отдельно выделенной темой в рамках этой экспозиции стала тема человеческих жертвоприношений в южноуральских пещерах.

Трагедия или награда?

«Дело в том, что наше современное отношение к смерти не должно проецироваться на древних людей, — говорит один из гостей программы доктор исторических наук, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ Владислав Житенёв. — Потому что мы точно не знаем, как к смерти относились в древности. Даже сегодня на территории нашей планеты существуют разные культуры, в которых зачастую смерть встречают как освобождение от тяжестей земной жизни и переход к светлому и спокойному ее течению».

Как считают ученые, есть большая вероятность, что человеческие жертвоприношения древние южноуральцы воспринимали не как трагедию, а даже как своего рода награду. Такие взгляды, конечно, совершенно не вяжутся с современными представлениями цивилизованного человека, а вместе с тем ставят для нас эмоциональные преграды в постижении этой страницы жизни древних народов.

То, что эта страница была, доказывает достаточное число находок. В частности, российскими археологами были найдены погребальные площадки в знаменитой Каповой пещере, где были вытащены на свет древние кости и черепа, с явными признаками насильственной смерти людей. При этом ученые сейчас достаточно уверенно говорят, что смерти эти носили именно ритуальный характер. Эти находки позволили по-новому оценить и находки, сделанные в Игнатиевской пещере несколько десятков лет назад. Судя по всему, и здесь кости людей появились далеко не просто так — те, кому они принадлежали, вероятнее всего были отправлены к праотцам тоже не случайно и не в древней битве, а во время ритуала.

Владислав Житенёв. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

«И в Каповой, и в Игнатиевской пещере мы видим, что спустя несколько тысяч лет после окончания палеолита, в эпоху поздней бронзы (более трех тысяч лет назад) здесь вдруг начинают организовываться особые места, связанные с сохранением остатков жертвоприношений, — рассказывает Владислав Житенев. — Причем эти жертвоприношения, в основном, связаны с ролью в мировоззрении не взрослого человека, а детей и подростков».

Среди предметов, которые на челябинской выставке представил Исторический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, есть два особых объекта. В 2009 году экспедиция, организованная МГУ, открыла в Каповой пещере целую погребальную площадку, связанную с жертвоприношениями. На ней были перемешаны кости диких и домашних животных с человеческими костями, все это было увенчано черепом человека. У этого черепа (как и другого черепа, который там был найден уже другой экспедицией) в височной части зияла дыра, появившаяся явно в результате смертельного удара. Ученые обращают внимание на то, что убийство не сопровождалось какими-то издевательствами, смерть была быстрой. Кстати, одним из экспонатов выставки в Челябинске стал именно череп.

После столь говорящей находки в Каповой пещере ученые принялись искать аналогии на других памятниках. Нашли их среди того, что было найдено в Игнатиевской пещере еще в 80-е годы прошлого века.

Фото: Андрей Трушников

«Игнатиевская и Капова пещеры отличаются между собой, — замечает московский археолог. — Капова пещера большая, сырая и гораздо более холодная, поэтому в ней куда меньше чем в Игнатиевской следов деятельности диких животных. Видимо они растаскивали устроенные в древние времена погребальные площадки в Игнатиевке. Но находки там оказались не менее говорящие».

На челябинской выставке представлен, на первый взгляд, очень невзрачный экспонат — фрагмент нижней челюсти человека. Внимательный посетитель увидит, что у него отсутствует задний коренной зуб. Ученые уверены, что этот зуб был выбит уже после того, как человек был принесен в жертву. И в Каповой и Игнатиевской пещерах это один из ключевых признаков человеческих жертвоприношений.

«То есть человеческое тело после смерти разбирали, а потом с разными его частями совершали разные культовые, ритуальные действия», — говорит Житенёв.

Вот здесь стоит вернуться к началу нашего разговора и напомнить, что люди, приносившие других людей в жертву в древние времена на Южном Урале, скорее всего, были уверены, что делают добро, а не зло для убиваемого человека.

Фото: Андрей Трушников

Воссоздание святилища

Тема жертвоприношений сложная и очень эмоциональная, поэтому устроителям выставки в челябинском музее пришлось немало потрудиться, чтобы показать ее максимально деликатно.

«Мы воссоздали на выставочной площадке один из кусочков пещеры, который рассказывает об этой стороне присутствия в ней человека, — говорит Анна Машарова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Государственного Исторического музея Южного Урала, куратор выставки «Пещера». — Именно в этой отгороженной части находится череп и фрагмент челюсти людей, судя по всему, принесенных в жертву. В этом пространстве искусственно создан полумрак, а сами экспонаты точечно подсвечены».

Сделано это для того, чтобы оградить детей и особо впечатлительных людей от, так сказать, шокирующего контента. Кроме того, посетитель, попадающий в эту часть экспозиции, словно погружается в антураж древнего святилища. Такой подход создает не только историческое погружение, показывая эту сторону жизни южноуральца бронзового века, но и эмоционально подсвечивает тему для современного человека.

Конечно, мы не можем точно сказать, что думали в момент столь страшного, на взгляд современного человека, ритуала его участники. О чем они просили потусторонние силы, какие заклинания при этом произносили, какие движения рук и тела совершали… Мы видим лишь последствия — пробитые черепа людей, с вырванными челюстями и выбитыми зубами. Прятать глаза от этой истории нельзя, потому что без нее нам будет сложнее понять не только прошлое, но и в какой-то степени и настоящее.

Проходя через время

Однако, естественно, тему человеческих жертвоприношений нельзя вырывать из контекста, поэтому на выставке «Пещера» она занимает лишь малую часть всей экспозиции. В остальных ее частях посетитель может пройти не только через разные времена, в которые человек взаимодействовал с Игнатиевской пещерой, но и через разные ее ипостаси. А их было немало.

В выставочном пространстве, в частности, воссозданы знаменитые рисунки людей каменного века — можно пройтись по импровизированному проходу через Дальний Зал, на стенах которых изображены и мамонты, и лошади, и знаменитое красное панно с женщиной, связанной цепочкой красных пятен с неведомым зверем. Именно этот рисунок ученые сегодня считают самым древним на сегодня изображением мифа о звериной свадьбе, который широко распространен среди северных народов.

Можно увидеть на выставке и орудия людей (каменные, костяные, бронзовые, железные), найденные в лабиринтах Игнатиевки. Есть возможность оценить ее геологическую структуру, посмотреть не только на минералы, хранящиеся в Уральских горах, но и, например, увидеть охру, замешивая которую, так любили рисовать на стенах пещер древние люди. Есть здесь и уголок, посвященный старцу Игнатию, именем которого названо это подземное царство. Только рассматривая весь этот комплекс предметов, можно попытаться понять, почему именно это место век за веком, тысячелетие за тысячелетие древние южноуральцы считали сакральным и совершали здесь свои ритуалы, подчас, с точки зрения современного человека, очень страшные и черные.

Ранее по теме: Уникальные находки из Игнатиевской пещеры покажут в челябинском музее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру