О том, как ученые выяснили, что древним людям было не чуждо «бить» рисунки на своем теле, какие смыслы могли нести татуировки в прошлые времена, и на что готовы исследователи, чтобы проверить свои предположения о древних тату-методиках, рассказывалось в рамках проекта «Говорящие» на Гранада ТВ. Гостем программы стал Антон Бубнов, руководитель отдела популяризации культурного наследия музея-заповедника «Аркаим».
Из времен палеолита
— В 1993 году на Алтае археологи нашли могильник, в котором покоилась, так называемая, укокская принцесса. И на ее мумии рассмотрели достаточно большое количество татуировок. Это стало, пожалуй, наиболее весомым доказательством того, что древние люди татуировку не только любили, но и активно ей пользовались.
— Бесспорно, это как раз один, к сожалению, из немногих случаев, когда мы можем действительно зафиксировать наличие татуировки в древности. Хотя помимо укокской принцессы, там ещё в конце 40-х годов прошлого века в могильниках обнаруживали мумии, и также была фиксация татуировок на одной из них, а на остальных изначально ничего не нашли. Но уже ближе к нашему времени эти мумии, которые находятся в Эрмитаже, догадались сфотографировать инфракрасником, и они все, если говорить современным языком, просто «забиты».
Уже в 90-е годы на Алтае нашли еще несколько мумий. На каких-то поменьше татуировок, на каких-то больше. Например, там было одно достаточно рядовое погребение воина, и у него на теле было изображено копытное животное с клювом орла. А на женщине было очень большое количество татуировок. На ней были изображения грифона, оленя, на пальце птица, что-то ещё…
Ученые сейчас делают предположение, что количество татуировок на теле зависело от социального статуса человека. Не только от возраста, а именно от статуса. Например, одному из найденных еще в 40-х годах вождей на момент смерти было лет 50, и он прям «забит» весь был. А принцессе укокской — в районе 30 лет. И она тоже была полностью «забита».
— Историю татуировки принято вести с Полинезии, даже само слово пришло к нам из их языков. А на европейских просторах это явление насколько древнее?
— Действительно, когда мы сейчас говорим о происхождении татуировки, нам сразу приходит на ум именно Полинезия, но это вызвано лишь тем, что к определённому времени европейцы, грубо говоря, просто забыли, что такое татуировка. А она в Европе существовала давно. Ее можно, в принципе, даже найти в эпохе палеолита.
— Причины нанесения татуировок в древности скрыты в эстетической плоскости?
— Люди древности татуировки, шрамы себе носили совсем не по той же самой причине, что наши современники, хотя эстетика, скорее всего, в этом, конечно, тоже была. Но для них это все-таки более глубокая история, нечто сакральное, её просто так не наносили. Татуировка практически всегда была связана либо с инициацией, либо с какой-то магией, например, медицинской.
Что себе «били» сарматы
— Считается, что укокская принцесса может иметь отношение к скифам, а на Южном Урале проживали сарматы, которых в культурном плане объединяют со скифами. Можно ли предположить, что здесь сарматы тоже себя украшали?
— Да, украшали. Во-первых, сохранились письменные источники. Например, римский историк и географ Страбон, описывая сарматов, говорит о том, что, они красили своё тело. Можем понимать, что это было нанесение ритуальной раскраски, а, возможно, речь идет о татуировке. Но, по моему мнению, когда мы рассуждаем о ритуальной раскраске тела, о татуировке или шрамировании, мы говорим об одних и тех же вещах.
И археология на Южном Урале нам также дает косвенные подтверждения существования такого явления как татуировка. Есть определенные находки на Графских развалинах, Обручёвском, Яковлевском могильниках… Например, обнаруживались жертвенники со следами минеральных красителей, кожаные мешочки со следами красителей, трубочки костяные, в которые вставлена игла с красителем. Последнее уже даже не косвенный признак.
Хотя есть один маленький нюанс. Все это именно минеральные красители, а во всем мире, как правило, для татуировок использовались растительные красители. Например, в хорошо изученной в этом плане пузырыкской культуре (от авт.: та самая, к которой относится вышеназванная укокская принцесса) в основе краски был растительный материал — сажа из сожженных какие-то растений, которую, возможно, смешивали с кровью, мочой для обеззараживания. У вот у нас мы видим минеральные красители. Если честно, я лично проводил эксперимент давным-давно. Взял кусок кремния, гематит, азурит. Растолок в ступке, получился очень красящий порошок. Сделал себе на ноге пару ранок и втирал туда полученный краситель. Надо сказать, что краска легла, но потом ее все-таки выдавило, мне кажется, я технологию не выдержал. Потом сказали, что чудом мне ногу не отрезали, так что повторять не советую.

А есть красящие минералы, которыми вообще отравиться можно. И сарматы были не дураки. Один раз, два раза бы сделали такое, увидели тенденцию, что после слишком много могильников появляется, и перестали бы так делать. Так что вполне может быть, что минеральные красители все-таки использовалось не для татуировки, а для каких-то косметических целей либо ритуальной раскраски. Но иглы вместе с тем встречаются. Я склоняюсь к мысли, что все-таки татуировка у сарматов была.
— Если мы снова вернёмся к целям татуировки. Какие ещё есть предположения, для чего все-таки древним была нужна татуировка?
— Например, для определения того, кто свой, а кто чужой. В какой-то мере татуировка могла нести функцию паспорта, когда по ней сразу видно, откуда ты, каков твой социальный статус и так далее. Кстати, в современном мире криминала татуировка несет ту же функцию.
Среди причин, само собой, инициация — переход от одного состояния возраста в другое.
Что касается медицинской магии, я бы напомнил о татуировках на теле знаменитого Этци (от авт.: ледяная мумия, найденная в Альпах, по подсчетам ученых этот человек жил 5300 лет назад). Так вот на нём очень много всяких черточек, крестиков. И когда его тело «просветили» современным оборудованием типа МТР, увидели, что практически на всех местах, где была нанесена татуировка, были заметные какие-то изменения, связанные со здоровьем. Всякого рода последствия артритов, переломов. Так, что это прямое указание на лечебную магию, ему «били» рисунок, чтобы вылечить больное место.
Какие-то предположения о смысле татуировок мы можем извлекать и из этнографических наблюдений. Например, у хантов и манси, если мне память не изменяет, считалось, что душа разделяется на несколько частей, и одна из этих частей, по крайней мере, ассоциируется с птичкой. И если вдруг при жизни тебе не была сделана татуировка в виде птички, то после смерти у тебя могут быть проблемы. Есть история, что у одной старушки, которая уже отходить в мир иной собиралась, по каким-то причинам не было на теле изображения этой птички. Так вот, чтобы её душа перенеслась, ей на смертном одре накололи эту птичку, и бабушка счастливая отошла в мир иной.
Ранее по теме: Жертвы в пещерах. Ученые рассказали, зачем древние южноуральцы убивали своих детей.