Исследователи Южно-Уральского государственного университета при участии «ГРЦ Макеева» создали и запатентовали демонстратор двигательной установки для первой в России одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя вертикального взлета и посадки.
Ученые разработали новый механизм управления направлением движения, который позволил облегчить конструкцию двигателя на 3% и снизить расход топлива. Вместо традиционных тяжелых рулевых систем используется многокамерная установка с профилированным центральным телом, где вектор тяги регулируется за счет изменения работы отдельных камер сгорания.
Как пояснил инженер-конструктор лаборатории «Двигательные и энергетические установки летательных аппаратов» Алексей Шульц, система позволяет управлять двигателем без механических отклоняющих узлов, изменяя подачу спирта в топливной паре «газообразный кислород – спирт». Такой подход обеспечивает экономию до 5% топлива и упрощает конструкцию ракеты.
Проект реализуется в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра и является шагом к созданию отечественных многоразовых космических систем.