Челябинские эксперты рассказали, как помочь семье в трудной жизненной ситуации

Важно слушать и слышать, что говорит ребенок

Прошедший на прошлой неделе Всемирный день ребенка стал поводом для серьезного разговора в пресс-центре медиахолдинга «Гранада-Пресс». Эксперты Ирина Буторина, Маргарита Павлова и Евгения Майорова рассказали, какие новые тенденции появились в работе с семьями и детьми.

Важно слушать и слышать, что говорит ребенок

Закон не признаем

Интересный опрос был проведен среди 348 школьников Тракторозаводского района. Об этом рассказала полномочный представитель Совета Федерации по взаимодействию с уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Маргарита Павлова. Его результаты оказались очень неожиданными. 74% школьников заявили, что учителя называют их по фамилии и крайне недовольны  этим фактом. 70 процентов уверены, что в некоторых случаях нарушение закона возможно. 56 процентов считают, что закон мешает самореализации.

20% утверждали при анкетировании, что пострадали от физического насилия одноклассников в школе. Еще 20% указали, что пострадали от выяснения отношений с родителями одноклассников.

- Такие результаты говорят о том, что, хоть мы и начали внедрять медиативные технологии, помогающие решить конфликт без насилия, этой практики явно недостаточно, - заявила Маргарита Павлова.

- Может быть, изолировать хулиганов в специальные школы, или, как их называли в простонародье, спецухи? – спросили журналисты Павлову.

- Философия резервации вопроса не решает, - резонно ответила Маргарита Николаевна. - У нас любят все делать по принципу «с глаз долой из сердца вон». Но это педагогический непрофессионализм. Важно понимать, что хулиган ведь не просто так хулиганит. Он сигнализирует о неблагополучии в семье. Педагоги должны сработать и чтобы класс не страдал, и сам ребенок. У экспертов медиаторов принцип: они никогда не будут изгонять ребенка из среды. Это нужно решать сообща. В классе всегда есть жертва, агрессор, наблюдатель. Внимание нужно и жертве, и агрессору. Необходимо помнить, что мы ребенка должны не выгонять, а вывести из состояния агрессивности.

Спросите детей

- Когда мы говорим о защите прав детей, бывает что все на связи, а семья помощи не получает, - заметила председатель Совета фонда «Искорка» Евгения Майорова. – Или получает не ту помощь, которая нужна. У нас в «Искорке» многие сталкиваются с тем, что реабилитация не позволяет ребенку вести ту жизнь, которую он хотел бы вести. Например, ребенку по закону положены одни протезы, но он мечтает о других. И в этих случаях мы проводим тематические встречи. Приглашаем всех заинтересованных лиц – детей, родителей, специалистов фонда. Прав нарушено не было, но в результате встречи дети получат другие средства. Работу необходимо строить на том, что нужно ребенку. Я только что приехала с большого форума «Голос ребенка». Там постоянно звучала мысль: когда мы спрашиваем детей, можем сделать еще лучше.

По мнению Маргариты Павловой, только родители знают и видят ребенка лучше всех, а государство – помощник. Предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы родители, попавшие в трудную жизненную ситуацию, попросили о помощи. Такова природа человека: падая в пропасть, он не ухватится за протянутую руку.

- У каждой семьи должно быть право, чтобы в их жизнь не вмешивались. В то же время мы часто наблюдаем, что действия родителей или законных представителей не всегда соответствуют интересам ребенка, - заметила министр социальных отношений Челябинской области Ирина Буторина. - Не грубое вмешательство, а поддержка и помощь. Система профилактики имеет межведомственный характер. В ней участвует  восемь ведомств, в том числе система соцзащиты. У нас существует несколько форм работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В каждом муниципалитете есть отделения помощи семье и детям, где можно получить не только консультацию психолога, но и социально-педагогические услуги.

Сейчас на учете в региональном Министерстве социальной защиты населения состоят 150 тысяч семей. Они получают материальную помощь от государства. Есть семьи, попавшие в зону социального риска вследствие болезней или пагубного влияния алкоголя – таких семей около четырех тысяч, то есть полтора процента от общего количества.

- Каждый год мы анализируем ситуацию, сколько семей смогли выйти на уровень, не связанный с социальным риском, - говорит Ирина Буторина. – И нас радует, что каждый год количество таких семей увеличивается.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру