На рынке Южного Урала из-за пандемии работает всего пятая часть турфирм

Как в Челябинской области будут раскрывать туристический потенциал региона

Туристическая отрасль Южного Урала, как впрочем и во всей России, переживает далеко не лучшие времена. Она одной из первых испытала трудности, вызванные пандемией коронавируса. Из-за этого весной были прерваны действующие туры. Те, что граждане запланировали заранее, пришлось отложить, а то и отменить вовсе. Туротрасль понесла огромные убытки.

Как в Челябинской области будут раскрывать туристический потенциал региона
Фото Людмилы Ковалевой

Не осталась в стороне и Челябинская область. Внутренний туризм и раньше не был особо развит в регионе, так еще и ситуация с пандемией коронавируса сделала ее еще хуже. Специалисты туриндустрии и власти области ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Тем более, что, по мнению экспертов, туристический потенциал у Южного Урала огромный. Чтобы его раскрыть, необходимо взяться за дело «с умом».

Крик о помощи

Челябинская Ассоциация туристических организаций обратилась в Законодательное собрание региона с просьбой поддержать отрасль. В настоящее время из-за ситуации с коронавирусом она находится в стагнации. Турпоток упал в разы и это снижение продолжается. Авторы обращения, руководитель Челябинской Ассоциации туристических организаций Людмила Мосина и действительный член Международной академии Общественных наук, ветеран труда Алексей Мешин, привели в пример крупную туристическую компанию. Если в июле прошлого года ею было реализовано 475 туров, то в июле этого года всего лишь 78. Падение спроса наблюдалось и  в августе - 78 туров против 494 за тот же месяц прошлого года.  В сентябре 2019 года было продано 427 туров, однако в этом году за первый осенний месяц продали только 34 тура. Статистика говорит сама за себя.  В целом из-за пандемии экономика Челябинской области не досчиталась сотни миллионов рублей.

Также авторы обращения к ЗСО отметили, что из 600 объектов работу продолжают менее трети. Это туристические фирмы, базы отдыха, горнолыжные центры и так далее. Остальные приостановили работу, либо вовсе ушли с рынка. Работать в условиях низкой платежеспособности населения, растущей безработицы и сокращения туристических маршрутов стало практически невозможно. Кроме того, снизился спрос на санаторно-курортное лечение. Если раньше в области работали 34 санатория, то сейчас всего 12. И то их заполняемость составляет всего 20 процентов. На фоне этого совсем остановлена работа в сфере организованного детского туризма и экскурсий.

В чем спасение?

Правительством РФ уже были приняты меры, направленные на поддержку туристической отрасли страны. В основном они касались малого и среднего бизнеса, деятельности индивидуальных предпринимателей. В целом для туроператоров были предоставлены субсидии, чтобы возместить убытки, которые были связаны с авиаперевозками, беспроцентные кредиты на выплату зарплат, отсрочка по арендным платежам, мораторий на банкротство и другие. Представители туротрасли Челябинской области считают, меры поддержки должны быть разработаны и на региональном уровне. Это уже было сделано в Москве, Санкт-Петербурге, Казане, Уфе, Краснодарском крае и Свердловской области. Такие меры более доступны и понятны, они учитывают местные условия.

Как пишет «Полит74», авторы обращения в ЗСО просят парламентариев выйти с их предложениями на федеральный уровень. Необходимо, чтобы  субъекты малого предпринимательства туристической отрасли, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, были освобождены  от уплаты налогов во внебюджетные фонды. Это даст возможность увеличить зарплату сотрудников на 20 процентов. Кроме того, на уровне регионов предлагается предоставлять гранты и субсидии туристическим организациям. Сделать это можно на конкурсной основе. Также авторы считают, что развивать внутренний туризм в области можно за счет создания для граждан  льготных программ.

Фото Людмилы Ковалевой

В Челябинской области есть уникальные достопримечательности, которые необходимо сохранить. Большинство из них не имеет практически никакой инфраструктуры. Ее то и нужно развивать, чтобы привлечь туристов. По словам Алексея Мешина, еще 10 лет назад им была создана концепция развития туризма на Южном Урале. Тогда ее утвердили на уровне правительства региона и на этом дело встало. 

- Сегодня мне просто обидно, в каком положении оказались наши туристические компании. Мне кажется, необходимо довести сейчас эту историю до логического конца, и важную роль в этом, на мой взгляд, должны сыграть именно депутаты ЗСО, к которым мы обратились, чтобы они разработали систему государственной поддержки южноуральской туристической отрасли, — сказал Алексей Мешин.

Обращение будет рассмотрено депутатами ЗСО.

Загородные отели

На прошлой неделе тему внутреннего и въездного туризма региона обсудили на аппаратном совещании при губернаторе Челябинской области. Таганай, Зюраткуль, Ильменский заповедник, Аркаим… С основными достопримечательностями Южного Урала знакомы и местные жители, и гости из соседних регионов. Однако такой туризм неорганизован. Люди часто оставляют после себя мусор, их пренебрежительное отношение к мерам безопасности становится причиной лесных пожаров. Так, например, в в середине лета было возгорание вокруг озера Тургояк. Сотрудники МЧС тушили пожар несколько дней. Это недопустимо, уверен губернатор.

- Люди приезжают, пользуются благами природы, но как индустрию с созданием новых рабочих мест, налогов и прочим мы преимущества туркластера практически не используем. Наша задача – эту ситуацию изменить, при этом обращая внимание на экологию, чтобы не навредить нашим особо охраняемым зонам, и есть сейчас все возможности, чтобы совместить и то, и другое, –  сказал глава региона.

Как сообщили с министерстве экономического развития Челябинской области, каждый год регион посещают более 2,5 миллионов туристов. Но, как правило, в основном это туризм выходного дня. Большинство гостей приезжает из соседних регионов. С одной стороны, это говорит о потенциальной конкурентоспособности Южного Урала на фоне других субъектов РФ, которые являются лидерами в этой сфере. С другой стороны - этот потенциал необходимо активно развивать. А именно — уделять внимание форматам отпускного туризма, вести строительство загородных отелей, развивать санаторно-курортный комплекс. В новых, современных гостиницах нужно создать не менее 10 тысяч мест.

Алексей Текслер дал поручение правительству региона максимально включиться в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». В настоящее время он разрабатывается в качестве новой меры федеральной поддержки. У Челябинской области есть шанс получить  субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство гостиниц и софинансирование обеспечивающей инфраструктуры для новых отелей. Представители Ростуризма считают, что приоритет нужно отдавать строительству отелей, в которых будет более 150 номеров. Они должны быть частью международных и федеральных брендов. Чтобы построить новые гостиницы, необходимы земли, расположенные рядом со значимыми природными объектами. Однако здесь появляется проблема. По словам заместителя министра экономического развития Челябинской области Андрея Минченко, природные достопримечательности в регионе есть, но земли вокруг них «отсутствуют». В результате такого парадокса ничего не развивается.

- На соответствующие запросы, недавно направленные нами во все муниципалитеты, лишь 13 предоставили некоторую информацию по отдельным земельным участкам, и даже из них часть - «для галочки». Остальные возможностей для развития не видят, - отметил Андрей Минченко.

В связи с этим губернатор дал поручение главам муниципалитетов заниматься поиском соответствующих возможностей для коммерциализации туристских ресурсов. Для этого нужно выделять участки на рекреационных территориях, создавать конкурентоспособные инвестиционные площадки. Это позволит региону привлечь инвесторов и получить федеральную поддержку.

- Займитесь землями, есть инвесторы, которые готовы заходить в регион. Но они с боем вопросами выделения участков заниматься не будут, им надо дать возможность развивать бизнес, вкладывать средства, - подчеркнул Алексей Текслер.

Современные отели, расположенные в местах, которые привлекают туристов, сделают внутренний туризм внесезонным. Новые гостиницы предоставят гостям комфортный отдых в любую погоду. Так считает Андрей Минченко. 

– Еще важный фактор для привлечения туристов круглый год – это открытые горячие бассейны. Также должны быть качественные прогулочные пространства. Это могут и экотропы, как в национальных парках. Также большой поток туристов привлекают санаторно-курортные услуги региона, - отметил Андрей Минченко.

Эксперты уверены, когда на Южном Урале будут сформированы качественные и интересные туристические продукты, это выведет туристическую отрасль региона на новый уровень развития. Сегодня наблюдается спрос на промышленный и экотуризм. У Челябинской области есть потенциал для развития этих перспективных направлений.