Десятки лет потребуются на восстановление уничтоженного огнём леса

Страшные пожары на юге Челябинской области оставили после себя гектары выжженной земли

Пожары на юге области нанесли непоправимый урон памятникам природы - Джабык-Карагайскому бору и Анненскому заказнику. Подробности - в материале «МК-Урал».

Страшные пожары на юге Челябинской области оставили после себя гектары выжженной земли
Дорога между Запасным и Джабыком. Фото Юлии Боровиковой

О масштабах трагедии

Джабык-Карагайский бор расположен в северо-западной части Карталинского района. Он уникален реликтовыми лесами, которые раньше покрывали обширные пространства от восточных склонов Южного Урала через Казахский мелкосопочник до предгорий Алтая. В 1975 году здесь произошел верховой пожар, который уничтожил 17 тысяч гектаров леса. В июле 2021 года потери оказались еще более масштабными. По предварительным подсчетам, сгорела почти треть - 20 из 63 тысяч гектаров — Джабык-Карагайского бора и 4 тысячи гектаров Анненского заказника. Об этом корреспонденту «МК-Челябинск» рассказал Владимир Долматов, начальник участка № 6 ОГУ «Особо охраняемые природные территории».

Название бора переводится с казахского как «местность, покрытая сосной». Есть здесь и береза, и осина, и ольха серая. По оценкам специалистов, сгоревшим соснам было около 250 лет.

- Сохранившиеся участки леса обследуют специалисты, - говорит Долматов. - Природа будет восстанавливаться несколько десятилетий. Самое главное, что после пожаров сосны уже не будет: появятся березы и осины. Таковы лесные законы. Травянистый и кустарниковый покровы восстановятся быстрее, но ягод тоже не стоит ждать лет 20, а груздей и вовсе 30 - 40 лет, потому что лесная подстилка столетиями сохранялась, в ней образовывалась грибница. Если пойдут обильные дожди, то могут вырасти только подберезовики и подосиновики.

На территории Джабык-Карагайского бора и расположенного в его центральной части Анненского заказника немало растений, включенных в Красную книгу региона. Это, например, Ковыль Залесского, Лен многолетний, Ирис карликовый, Тюльпан Биберштейна, Лук голубой и многие другие.

- Погибли Венерин башмачок, Ковыль, Ирисы, Сон-трава, Купальницы. К сожалению, нет гарантий, что редкие растения возродятся, все зависит от того, целы ли клубни, - отметил Владимир Долматов.

Больше всего от огня пострадали ежики, зайцы, куницы, ящерицы. Фото Юлии Боровиковой

Пожар погубил и животных: больше всего пострадали ящерицы, ежи, зайцы, куницы, горностаи; в меньшей степени - косули и лоси. Многим из них удалось вырваться из огненного плена, но пришлось бросить своих детенышей. В те страшные дни в СМИ часто писали, что маленькие косули сами выходили к огнеборцам и волонтерам.

Этим козлятам из поселка Запасное повезло – они остались в живых. Фото Юлии Боровиковой

Как будут спасать лес

Владимир Долматов считает, что подводить итоги по количеству лесных обитателей после трагедии можно будет в конце июля.

- Будем патрулировать лес, у людей, которые готовы нам помочь, есть дроны. С их помощью определим, на каких участках произошел падёж зверей, на каких остались живые, на пепелище их хорошо видно, - рассказывает он. - До пожаров мы за один выезд могли встретить до 150 косуль, 6 — 7 лосей. Зимой сделаем выводы по поведению птиц, которые расклевывают павшую дичь.

Найдут ли родителей те, кто выжил? Если нет, то добудут ли себе пропитание? Маловероятно… В охотничьем хозяйстве «Ситно», которое входит в пятерку сильнейших по России, уничтожена практически вся кормовая база. Сейчас руководство решает вопрос об организации подкормочных площадок. Косили траву и лесники бора, теперь они тоже будут устанавливать копны и рулоны с сеном.

В минувшие выходные в Нагайбакский и Карталинский районы второй раз после пожаров приезжал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он принял решение увеличить в три раза финансирование на лесовосстановление. Средства пойдут и на реабилитацию Джабык-Карагайского бора: на расчистку леса от погибших деревьев, приобретение специальной техники, в том числе машин для посадки леса, на закуп саженцев, зарплату людям. Лесопатологи будут обследовать деревья, отводить делянки для санитарной рубки.

- У нас было два питомника: Парижский сгорел полностью, Анненский  частично уцелел, — подчеркнул Владимир Васильевич. - Ежегодно лесхоз восстанавливал по 300 — 400 гектаров леса, больше они не могут физически, потому что посадкой тоже нужно заниматься в мае. Конечно, будет не хватать саженцев, возможно, в Анненском питомнике приостановят продажи в другие регионы. Плохо, что семенники все погибли. Если бы на участках оставались живые островки, то проблему можно было бы решить с помощью создания восстановительной полосы. Я работаю здесь 16 лет, на моей памяти это третий большой пожар, но в 2009 и 2012 годах горели в основном осины и березы, сосны почти не пострадали. Сейчас рассказываю вам это, а от обиды плакать хочется.

Пчелы улетели

Переживают за живность и природу и местные жители. Пламя зажало поселки в огненное кольцо, уничтожив в Джабыке 51 дом, а в Запасном — 10. Из-за гари и дыма было невозможно дышать, поэтому многие уехали к родственникам и знакомым за день до того, как сюда пришел огонь. Уезжая, отвязали скотину и собак, открыли ворота, чтобы у животных была возможность бежать. Пожар принимал форму огневого шторма, на некоторых участках он «слизал» все подчистую, на некоторых — действовал избирательно. У Виктора и Евдокии Самойловых сгорели все постройки, автомобиль, а дом остался нетронутым благодаря виноградной лозе. Но радости супруги не испытывают: погибли японские декоративные куры, кролики, овчарка Раша. У собаки были больные задние лапы, она не смогла укрыться от стихии.

— Она старенькая уже была — четырнадцатый год ей шел, но жалко все равно, это член семьи, — рассказывает Виктор Яковлевич, — ёжика, который полз через дорогу без задних ножек, тоже жалко, а машину и постройки —нет, они не живые.

Виктор и Евдокия угостили корреспондентов «МК-Челябинск» вкуснейшим медом. Фото Юлии Боровиковой

Тридцать лет Самойловы держат пчел, сейчас осталось две семьи. Но чем их кормить? Все цветы в окрестностях Джабыка сгорели. Виктор Яковлевич придумал, как выкрутиться: сделать в целлофановом пакете крошечные отверстия и набрать в него сироп.

Виктор Самойлов будет кормить пчел сиропом, цветы в Джабыке сгорели. Фото Юлии Боровиковой

Позже он планирует отвезти пчел на пасеку за 80 километров от поселка, но пока ехать тоже не на чем: машина сгорела. Дикие пчелы, говорят, не пропадут, они могут летать и за 10 километров, а когда вновь зацветут в Джабыке и Запасном поля Иван-чая, обязательно вернутся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру