Автомобильный рынок России сейчас находится на стадии масштабных изменений. Результаты станут ясны к лету. Так считает эксперт маркетплейса Банкавто Сергей Власов.
В настоящее время дефицит предложения и рост цен сохраняются, а расстановка сил на рынке изменится.
- Если западные автопроизводители продолжат бойкот, то на фоне санкционного давления к середине года половину российского автомобильного рынка вполне могут занять корейские и китайские марки. Наиболее значимое влияние на рынок оказывают курс рубля к доллару и евро и устойчивость импортных поставок (как самих автомобилей, так и комплектующих для сборки). После начала военной операции на Украине курс рубля значительно упал, а многие международные автоконцерны присоединились к санкциям в отношении России, отказавшись от поставок автомобилей и комплектующих и остановив производственные конвейеры в России, - рассказал Сергей Власов.
В связи с этим усилились тренды прошлого года. Это дефицит автомобилей на рынке и скачкообразный рост цен. В ближайшее время ассортимент автомобилей (как новых, так и подержанных) однозначно сузится. Данные прогнозы касаются и премиального, и масс-маркет сегментов.
При этом большинство из крупных игроков автомобильной индустрии, кроме разве что Renault, не стали заявлять об уходе с российского рынка. Официально производства приостановлены на неопределенное время.
Тем не менее, главными претендентами на восполнение сузившегося ассортимента в сегменте масс-маркет, кроме продукции АвтоВАЗа, который со временем решит проблемы с производством и наладит выпуск, станут азиатские автоконцерны.
Автомобили корейских производителей хорошо известны в России и популярны среди местных покупателей. Сейчас доля рынка корейских автоконцернов достигает 25%. Это уверенная лидерская позиция. И её бренды, скорее всего, захотят сохранить. А в случае ухудшения ситуации будут искать возможности, чтобы остаться на российском рынке.
Активно растет и доля китайских производителей. Многие уже публично объявили, что находятся вне санкций по отношению к России.
- Компании, которые заявили об уходе с рынка, потенциально могут освободить порядка 20%. Если западные автопроизводители продолжат экономический бойкот, к лету доля продаж корейских и китайских может достичь 50%, при условии наращивания поставок. Освободившееся на рынке место может привлечь и новых игроков: к примеру, автоконцерны из Индии (Mahindra или ТАТА). При восстановлении поставок западных производителей, экспансия азиатских автоконцернов окажется чуть менее масштабной - до 40-45% рынка, - сказал Сергей Власов.