Реставрировать этот элемент старинных книг могут очень немногие. На Южном Урале такой специалист трудится в Челябинской областной универсальной научной библиотеке.
Чтобы научиться восстанавливать книжные замки Татьяна Шапкина проходила специальные курсы. Такие элементы книг в прежние времена были достаточно распространенным явлением. Книга приравнивалась к драгоценностям, а книжный замок позволял ее уберечь от некоторых напастей, например, от пожара. Книжные замки имеют разный вид в зависимости от страны изготовления книги. Специалист, который занимается их реконструкцией, обязан все нюансы.
Восстановить книжный замок до первоначального вида удается не всегда. Как говорит Татьяна Шапкина, слова которой цитирует издание «Губерния» в большой публикации, посвященной реконструкции старинных книг, например, не удалось воссоздать замок церковной книги на старославянском языке начала XIX века, которая сегодня хранится в челябинской публичке.
«Это книжный памятник, — комментирует челябинский специалист. — Все книги, созданные до 1830 года, считаются таковыми. У нас, к сожалению, нет нужной аттестации для реставрации книжных памятников, поэтому мы их просто стараемся сохранить. Они у нас находятся в фазе консервации. Вот и эту книгу мы реставрировать не будем, да в этом и нет необходимости. Она прекрасно сохранилась, да, утрачен замок, но с этим мы пока ничего сделать не можем».
На сегодня в самой большой челябинской библиотеке хранится две сотни книг, замки на которых требуют реставрации. Работа эта кропотливая и долгая, в год восстанавливается лишь одна книга. Так что, если в Челябинске не появится новых спецов по восстановлению книжных замков, на реставрацию челябинской книжного фонда с замками уйдет два века.
Ранее «МК-Челябинск» писал, что железную дорогу на Южном Урале проектировал писатель.