В Челябинской области с педагогами ресурсных классов начал работать коуч

Успешную практику решили распространить на другие регионы

На Южном Урале успешно действуют несколько ресурсных классов, идея создания которых принадлежит руководителю организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавете Кирилловой. Их стабильная и эффективная работа во многом зависит от сплоченности педагогов, родителей и ребят. Издание «МК-Челябинск» узнало у эксперта по инклюзии, как добиться взаимопонимания среди всех участников образовательного процесса. Подробности – в материале.

Успешную практику решили распространить на другие регионы
Фото предоставлено организацией «Открытое сердце»

Поддержка друг друга

Одним из проектов, который сопровождает «Открытое сердце», является ресурсный класс в школе-интернате спортивного профиля Челябинска. В начале учебного года здесь произошли кадровые изменения. В связи с этим руководство образовательного учреждения посчитало необходимым провести тренинг по ценностям в работе команды и обратилось за помощью к Елизавете Кирилловой.

– Нужно было сверить общие ценности, с акцентом на которых можно лучше настроить эффективную командную работу, – объяснила запрос собеседница издания.

При проведении тренинга участницы смогли выявить базовые ценности и правила, которые оказались важны для всей команды. Они отметили взаимопомощь, заботу, терпение, радушие, веру в людей, радость за успехи других и значимость учителя в коллективе.

– Педагоги приводили разные примеры из жизни, где проявлялось важное для них во взаимоотношениях с людьми. Затем мы обсуждали, как это привнести в рабочие процессы, – рассказала Елизавета Кириллова.

Собравшиеся затронули важную тему – ресурсы поддержки друг друга. Речь шла об умении похвалить коллегу за достижения учеников, комплиментах и обмене опытом. Отдельное внимание было уделено важным правилам взаимодействия.

Наибольший интерес вызвали такие темы как соблюдение личных границ и обратная связь в критических ситуациях. Педагоги договорились, что будут обсуждать рабочие вопросы до определенного времени и попросят соблюдать это же правило родителей. А прежде, чем дать совет, обязательно похвалят того, кому он адресован.

Диалог с привлечением коуча позволил педагогам и администрации школы договориться о том, что они станут чаще встречаться для общего обсуждения успехов.

– Как тренер, я была рада поработать с полюбившейся мне командой специалистов, – подвела итог руководитель «Открытого сердца». – Когда работа построена на общих ценностях, есть надежда, что педагоги будут в ресурсе и проявят свои лучшие таланты на благо особых детей.

Фото предоставлено организацией «Открытое сердце»

Тиражирование опыта

Тренинг, проведенный в Челябинске, оказался настолько эффективным, что его решили распространить на другие регионы. Сейчас работа ведется по запросу и исключительно в оффлайн-формате. В ближайших планах у Елизаветы Кирилловой – поездка на Камчатку. Там специалист будет проводить серию тренингов для педагогов и родителей. Эксперту, как она сама утверждает, предстоит поработать в зоне профилактики.

От привлечения специалистов на местах руководитель «Открытого сердца» отказалась осознанно. Дело в том, что коуч должен обладать не только определенным багажом знаний, но и обязательно иметь опыт практической работы.

– С одной стороны надо знать, как работают ресурсные классы, а с другой – уметь применять коучинговые техники. Далеко не все обладают и тем, и другим. Я сама, например, постоянно учусь и совершенствуюсь, – сказала эксперт по инклюзивному образованию.

По мнению собеседницы издания, новый формат диалога взрослых непременно скажется на обучении детей, их результатах. Иначе и быть не может, ведь у педагогов, которых ценят, слушают и слышат, вновь возникает желание работать с особенными ребятами.

– Если раньше упор делался на мнении экспертов по инклюзии, то теперь внимание уделяется каждому. Чтобы у участников образовательного процесса не случалось выгорание, нужно переходить на более глубокий уровень, – объяснила разницу Елизавета Кириллова. – К сожалению, никто не застрахован от привыкания и усталости. Более того, специалистам приходится работать со сложным контингентом, да и женский коллектив требует максимальной энергетики и совершенно других подходов.

Универсальную инструкцию для всех школ и проектов нельзя написать, поэтому коуч выстраивает работу индивидуально, точечно. Только так эксперт может выяснить, что является важным для каждого конкретного человека в каждой конкретной ситуации.

Оказывается, что не каждый может сказать напрямую, что ему важно или, напротив, безразлично. Одним неудобно говорить, а другие в принципе не привыкли к этому. Когда появляется коуч, который по сути является человеком со стороны, и задает правильные вопросы, то у всех сторон получается раскрыться, а участники тренинга переходят на новый уровень общения и доверия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру