Поддержка друг друга
Одним из проектов, который сопровождает «Открытое сердце», является ресурсный класс в школе-интернате спортивного профиля Челябинска. В начале учебного года здесь произошли кадровые изменения. В связи с этим руководство образовательного учреждения посчитало необходимым провести тренинг по ценностям в работе команды и обратилось за помощью к Елизавете Кирилловой.
– Нужно было сверить общие ценности, с акцентом на которых можно лучше настроить эффективную командную работу, – объяснила запрос собеседница издания.
При проведении тренинга участницы смогли выявить базовые ценности и правила, которые оказались важны для всей команды. Они отметили взаимопомощь, заботу, терпение, радушие, веру в людей, радость за успехи других и значимость учителя в коллективе.
– Педагоги приводили разные примеры из жизни, где проявлялось важное для них во взаимоотношениях с людьми. Затем мы обсуждали, как это привнести в рабочие процессы, – рассказала Елизавета Кириллова.
Собравшиеся затронули важную тему – ресурсы поддержки друг друга. Речь шла об умении похвалить коллегу за достижения учеников, комплиментах и обмене опытом. Отдельное внимание было уделено важным правилам взаимодействия.
Наибольший интерес вызвали такие темы как соблюдение личных границ и обратная связь в критических ситуациях. Педагоги договорились, что будут обсуждать рабочие вопросы до определенного времени и попросят соблюдать это же правило родителей. А прежде, чем дать совет, обязательно похвалят того, кому он адресован.
Диалог с привлечением коуча позволил педагогам и администрации школы договориться о том, что они станут чаще встречаться для общего обсуждения успехов.
– Как тренер, я была рада поработать с полюбившейся мне командой специалистов, – подвела итог руководитель «Открытого сердца». – Когда работа построена на общих ценностях, есть надежда, что педагоги будут в ресурсе и проявят свои лучшие таланты на благо особых детей.
Тиражирование опыта
Тренинг, проведенный в Челябинске, оказался настолько эффективным, что его решили распространить на другие регионы. Сейчас работа ведется по запросу и исключительно в оффлайн-формате. В ближайших планах у Елизаветы Кирилловой – поездка на Камчатку. Там специалист будет проводить серию тренингов для педагогов и родителей. Эксперту, как она сама утверждает, предстоит поработать в зоне профилактики.
От привлечения специалистов на местах руководитель «Открытого сердца» отказалась осознанно. Дело в том, что коуч должен обладать не только определенным багажом знаний, но и обязательно иметь опыт практической работы.
– С одной стороны надо знать, как работают ресурсные классы, а с другой – уметь применять коучинговые техники. Далеко не все обладают и тем, и другим. Я сама, например, постоянно учусь и совершенствуюсь, – сказала эксперт по инклюзивному образованию.
По мнению собеседницы издания, новый формат диалога взрослых непременно скажется на обучении детей, их результатах. Иначе и быть не может, ведь у педагогов, которых ценят, слушают и слышат, вновь возникает желание работать с особенными ребятами.
– Если раньше упор делался на мнении экспертов по инклюзии, то теперь внимание уделяется каждому. Чтобы у участников образовательного процесса не случалось выгорание, нужно переходить на более глубокий уровень, – объяснила разницу Елизавета Кириллова. – К сожалению, никто не застрахован от привыкания и усталости. Более того, специалистам приходится работать со сложным контингентом, да и женский коллектив требует максимальной энергетики и совершенно других подходов.
Универсальную инструкцию для всех школ и проектов нельзя написать, поэтому коуч выстраивает работу индивидуально, точечно. Только так эксперт может выяснить, что является важным для каждого конкретного человека в каждой конкретной ситуации.
Оказывается, что не каждый может сказать напрямую, что ему важно или, напротив, безразлично. Одним неудобно говорить, а другие в принципе не привыкли к этому. Когда появляется коуч, который по сути является человеком со стороны, и задает правильные вопросы, то у всех сторон получается раскрыться, а участники тренинга переходят на новый уровень общения и доверия.