Рядом с домом
По словам главы Челябинска Натальи Котовой, за это лето власти провели огромную работу по обновлению образовательных учреждений: в 44 — отремонтировали кровлю, в 10 — обновили фасады, в 54 — привели в порядок системы отопления и водоснабжения, в 11 — капитально отремонтировали спортивные площадки. А еще в школах и детсадах меняли окна, для них закупали новую мебель, современное оборудование и учебники.
В начале этого года в Челябинске открыли сразу пять детских садов в Парковом, Чурилово, Академ-Риверсайд, «Манхеттене». Проектирование и строительство таких нужных городу объектов продолжается. Сразу две школы строят в Тополиной Аллее, появится современная школа и в микрорайоне «Ньютон».
— В приоритете — новые микрорайоны, ведь жилищное строительство раньше опережало социальное в таких территориях. Это Краснопольская площадка, Парковый-2, Чурилово, — отметила Наталья Котова. — В следующем году темпы строительства снижать не будем.
Уникальные детсадовцы
С 2023 года все российские образовательные учреждения перешли на новые федеральные стандарты. Их основные принципы — единые требования к программам и преемственность, а если говорить о дошкольном образовании, то здесь особый акцент сделан на построение образовательной среды.
Во всех челябинских детских садах стартовал проект «От обычного к уникальности». В городе создано 13 городских объединений детских садов по приоритетным направлениям: «Техно+логос», «Мир без опасности», «Уральский калейдоскоп», «Навигатор профессий», «Дорогою добра», «Юные патриоты», «Познаем мир», «Будущие инженеры», «Экология», «Ступени к здоровью», «Краски детства», «Музыка и театр», «Родная речь».
Родители могут выбрать вариант, наиболее близкий для своего ребенка, исходя из его интересов, потребностей и возможностей. Важно и то, что сегодня челябинцы могут получить место в нужный детский сад для ребенка в возрасте от одного года до полутора лет. А в детском саду № 449 Металлургического района недавно открыли группу для воспитанников до одного года. Пока она работает в экспериментальном режиме.
Еще в мегаполисе работает проект «Путь к Нобелевской начинается с детства», который «зашагал» по стране. А педагоги из Перми, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов прошли стажировку на базе шести детских учреждений Челябинска. Задача проекта — развивать «гибкие» компетенции у ребенка: креативность, инициативу, самостоятельность.
Поэтому у челябинских педагогов на базе этой инновационной площадки появились и другие проекты «Три дня без игрушек», «Я исследователь», «Безусловный герой», «Антихрупкие прогулки».
Практически все детские сады города доступны для ребят с особенностями здоровья. В них организованы группы для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, страдающих от различных аллергических реакций, туберкулезной интоксикации, сахарного диабета первого типа.
Всего в Челябинске 342 группы компенсирующей и комбинированной направленности, которые посещают более 12 000 детей.
Особый подход
В челябинской школе № 17 помогают ребятам с особыми образовательными потребностями успешно учиться, сделав ставку на профориентацию с младшего школьного возраста.
В школе № 109 работает ресурсный класс, где занимаются особенные ребята. К каждому из них прикреплен тьютор. Задача ресурсного класса — помочь детям социализироваться и развиваться.
— Совместное обучение позволяет детям с ОВЗ приобретать круг социальной поддержки, а у обычных школьников формирует толерантное отношение, — говорит Елизавета Кириллова, инициатор этого проекта, руководитель общественной организации «Открытое сердце».
Есть в Челябинске и проект, который помогает детям, обучающимся на семейном образовании или дома, освоить сложные темы. Такую программу реализует лицей № 77, она называется «Умный город. Образование. Челябинская электронная школа».
А как учиться, если ты пришел в первый класс, но не знаешь русского языка? Центр для социализации семей, приехавших в мегаполис из-за рубежа, работает на базе школы № 6. Здесь занимаются ребята из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.
— К нам приходят дети, которые совсем не владеют русским языком, если они учились в своей стране в начальной школе, то с этим тоже возникают проблемы, ведь программы не соответствуют нашим, поэтому начинаем с нуля, — говорит Галина Ахметова, директор школы № 6.
Как и в вышеописанных случаях, основа обучения — игры и творчество. Это любят все дети. Особое внимание в этой школе уделяют истории и культуре Южного Урала. Сегодня с детьми-инофонами занимаются в каждом районе города, а педагоги учреждения делятся своими методиками и наработками.
В школах города реализуется проект «Эффективная начальная школа» (начинали в пилоте СОШ № 15). Этот проект позволяет младшим школьникам освоить программу начальной школы за три года вместо четырех. Но, для того чтобы попасть в такой класс, нужно пройти серьезный отбор: важно не только умение читать и писать, но и готовность перейти от игры к учебе.
Правильная профориентация
— Образовательное пространство города не замыкается только на школах, мы создаем условия для сетевого, в том числе межведомственного взаимодействия, — подчеркнули в комитете по делам образования г. Челябинска.
Партнерами школ являются и учреждения дополнительного образования, профессионального образования, предприятия города, вузы.
Так, в 2023 году 122 челябинских девятиклассника получили свидетельства о присвоении квалификации по ряду профессий.
В школе № 116 ребят готовят к профессиям в сфере IТ, а в лицее № 120 есть лаборатория «Основы инжиниринга и финансовой эрудиции». Здесь учеников готовят к работе в промышленном городе: современный рабочий должен уметь программировать станки с ЧПУ, знать робототехнику и многое другое.
В лицее № 142 ученики узнают о профессии медика и о том, как сохранить свое здоровье, с помощью технологий виртуальной реальности.
Все школы города участвуют в федеральном проекте «Билет в будущее». В этом году в Челябинске открыто 10 инженерных классов в девяти школах в сотрудничестве с «Росатомом». Семь школ города прошли конкурсный отбор и смогли открыть в новом учебном году губернаторские инженерные классы.
Почти три года юные челябинцы пробуют себя в роли вожатых и учителей в психолого-педагогических классах, открытых на базе 22 школ. Это важно, ведь Челябинску нужны молодые учителя.
Кстати, в этом году в городе работает почти 17 000 педагогов.