Член региональной Общественной палаты Евгений Савченко напомнил, что как эксперт имеет за плечами тридцать лет службы в правоохранительных органах. С этой позиции он утверждает, что после изучения доступных материалов о начале теракта, задержании и допросе подозреваемых, нет оснований сомневаться в том, что действия террористов управлялись извне. Савченко уверен, что их использовали в качестве торпеды, а национальность убийц должна была стать катализатором разлада в обществе. Савченко делает акцент на том, что наказание должны понести, прежде всего, организаторы теракта.
Константин Кашин, преподаватель истории Южно-Уральского государственного института искусств им. Чайковского, делает выводы, опираясь на анализ исторического опыта. Он напоминает, что современный терроризм родился из развития средств массовой информации, главная цель тех, кто планирует акции массового устрашения – привлечение к ним максимального внимания, чтобы сделать устрашение более масштабным. Историк проводит параллель между школьными стрелками и террористами: и те, и другие используют самый простой способ привлечь к себе внимание – нелегитимное насилие. Отсюда Кашин делает закономерный вывод о том, что главный враг терроризма – молчание. Он считает неверным публичное обсуждение личностей террористов, поскольку это фактически можно приравнять к их популяризации.
Говоря о теракте, Эльвина Валеева, советник председателя Общественной палаты Челябинской области, заместитель директора по научной работе Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ, обратила внимание на его запредельный цинизм. Она затронула очень важный аспект, который упустили многие другие эксперты: чудовищное массовое убийство в «Крокусе» было совершено в пятницу – священный день для каждого мусульманина. Более того, день теракта был священным для каждого, исповедующего ислам, вдвойне, поскольку приходился на последний день великого поста Рамадан. Валеева отмечает, что заказчик теракта намеренно придал ему «исламский след», чтобы, с одной стороны, внести межнациональную рознь в сплоченное российское общество, а с другой – увести общественное мнение по ложному следу. Она напоминает завет великого исламского богослова Зайнуллы Расулева, жившего на Южном Урале: «Творить добро, пока мы живы». В этом девизе исламского учёного Валеева видит рецепт сплочения российского общества в эти нелегкие для всей страны дни.
Старший преподаватель ЮУрГУ Максим Двойненко озабочен темой снятия моратория на смертную казнь, которая неожиданно возникла в поле общественной дискуссии в связи с терактом. Он напоминает, что террориста и гражданина отличает друг от друга, в первую очередь, различное понимание ценности человеческой жизни. Гражданское общество, стоящее на твердом правовом фундаменте, должно использовать другие методы. «Также высшая мера наказания как инструмент возмездия не способствует раскаянию и осознанию своей вины преступниками», – напоминает Двойненко.
Ранее, «МК-Челябинск» писал о том, что в Челябинске эксперты нашли рецепт безопасности для ТРК.