Почему спецы в геральдике считают герб Челябинска не очень правильным

Хотя времена Средневековья давно прошли, некоторые его атрибуты до сих пор прекрасно себя чувствуют в современном мире. Среди них — гербы. Гербы имеют не только государства, но и регионы, города, не гнушаются ими как в старые добрые времена и некоторые семейные роды.

Почему спецы в геральдике считают герб Челябинска не очень правильным
Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

О том, как развивается городская геральдика на Южном Урале, в рамках стрим-шоу «Поутру» рассказали Алена Щербатова, главный библиотекарь, хранитель фонда редких книг научной библиотеки Челябинского госуниверситета, автор научно-популярных работ по истории геральдики, палеографии и хронологии и Павел Назыров, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Челябинского госуниверситета, главный редактор журнала «Познай мир истории».

«Нужно понимать, что геральдика — это наука, а не просто набор информации о красивых картинках, — говорит Алена Щербатова. — Это сфера знания со своим языком, своими законами, которые сложились очень давно, еще в эпоху первых Крестовых походов».

Именно в этом языке и законах можно найти ответ на вопрос, почему на гербах наших городов (да и не только городов) часто можно обнаружить изображения животных. Они как символы разных человеческих качеств впервые появились в далеком от нас XI веке. «Орлы, львы... На гербы помещались животные, которые олицетворяли какие-то превосходные свойства — храбрость, смелость, властность, богатство, — рассказывает Алена Щербатова. — В более поздний период появляются изображения животных, которые олицетворяют уже не рыцарские качества, а те, которые имеют большее значение уже в мирной жизни — трудолюбие, прилежание, стремление к знанием, душевной чистоте... Например, верблюд на гербе Челябинска как раз из второй категории животных».

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Как утверждают эксперты, челябинский верблюд имеет достаточно сложную биографию. Это животное, как известно, впервые появилось на гербе еще Исетской провинции, тогда когда завершалась колонизации Башкирии.

«Верблюд на фоне стены и воинских знамен тогда олицетворял покорение Башкирии, — поясняет Павел Назыров. — Это животное очень сильное, очень гордое, его очень сложно приручить с помощью насилия. Методика его дрессуры значительно отличается от работы с другими животными, здесь важно установление доверительных отношений. Видимо эти качества и должны были олицетворять покоренную Башкирию. Однако со временем решили смотреть не в прошлое, а будущее, поэтому значение верблюда на гербе трансформируется. Он становится символом торговли с восточными землями, символом караванов, верблюд стал олицетворять торговое будущее нашего региона, которое во второй половине XVIII века только формировалось, но прогноз такого будущего попал в какой-то степени в точку. Южный Урал стал одним из мощнейших центров торговли с Востоком».

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Все эти интерпретации изображений на гербах никогда не отдавалось на самотек. Над этим работала специальная геральдическая служба, а утверждалось решение на высшем, императорском уровне. Через такой путь в 1782 году Екатерина II утвердила герб уже не крепости или провинции, а самого города Челябинска. Обратим внимание, что на гербах имеет значение не только центральное изображение, а каждая деталь, в том числе и набор цветов.

«На самом деле, если говорить о современном гербе Челябинске (он появился на свет в 2000 году), то по законам геральдики цвета на нем в определенной степени нарушены, — рассказывает Алена Щербатова. — Здесь используется не три цвета, а один цвет и два металла — зеленый, как цвет подножия, серебро, как цвет стены и золото, как цвет верблюда. По правилам традиционной геральдики, металл на металл помещать нельзя. Это было допустимо только в очень исключительных случаях, например, золото на серебре было помещено в гербе императора. Но в современной геральдике (особенно в российской) очень многие вещи выходят за рамки традиционной. Челябинский герб один из таких примеров. Если бы его разработчики двигались в соответствии со всеми правилами, то стена либо верблюд должны были иметь какую-нибудь цветность — алый, лазурь, чернь, но не металл».

Герб Челябинской области в отличие от герба самого Челябинска в геральдическом плане более правильный. В нем золотого верблюда дополняет не серебряная стена, а красный фон. Однако не будем чрезмерно строги, ведь геральдика, как и все в жизни, имеет свойство изменяться. Она пытается адаптироваться к современным условиям и задачам, правда, порой, как сетуют эксперты, это приводит к тому, что гербы превращаются в эмблемы.

Кстати, атаки на традиционную геральдику отнюдь не только символ сегодняшнего дня. Например, немало изменений происходило в советский период истории нашей страны. В это время, к слову, был момент, когда с герба Челябинска верблюд ушел восвояси.

«Отношение к дореволюционной символике становится другим, ее использование не приветствуется, — говорит Павел Назыров. — Люди строили новый мир, и приветствовался новый язык. Очень часто стали использовать в гербах именно индустриальные символы, хотя исключения, конечно, были. В качестве примера такого исключения можно назвать герб Златоуста, где появился Пегас, как символ мастера Ивана Крылатко, а на гербе Миасса появляется лось. Но я бы не стал советские гербы называть гербами, их не утверждали в традиционном порядке, поэтому они являются, скорее, эмблемами».

Но на самом деле в российской городской геральдической истории с животными всегда было очень все интересно. И интересность эта начинается с самых старых времен.

«Как собиралась эта городская геральдика в России, — говорит Алена Щербатова. — В XVII веке, а потом в XIX веке в местные администрации рассылались анкеты по городам и весям, в которых были вопросы, чем известен тот или иной город, какие у него есть достопримечательности, какие знаковые события или вещи связаны с ним... Но местные чиновники (которые нередко были совсем не местными) не всегда отвечали на анкеты вдумчиво. Часто происходило так: быстро заполнили, отправили и забыли. Таким образом, например, замечательный город в Подмосковье, который известен своими воинскими подвигами, получил себе на герб павлина. А почему? Потому что в анкете, заполненной в 30-х годах XVII века, какой-то чиновник из всех имеющихся в городе достопримечательностей, всей истории Серпухова выбрал лишь один факт — в монастыре под городом разводят павлинов. Так эта птица попала на герб города».

Но российские чиновники порой влияли на городские гербы еще куда более экстравагантно. Так, например, известен случай, когда в Иркутске при составлении анкеты предложил (а сделал это именно местный житель, отлично знавший историю и особенности этой земли) внести в герб изображение бабра (так называли здесь тигра), который несет в зубах куницу или песца. Петербургские чиновники, которым в руки попала эта анкета, очень долго думали, кто такие бабры, предположили, что это бобры. Так возникло новое геральдическое чудовище — животное, которое похоже с одной стороны на бобра (хвост у него именно у него), но оно хищное, наделенное серьезными зубами, призванными разрывать жертву. Спустя какое то время на герб Иркутска тигр вернулся, но из из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Возвращаясь к челябинскому животному с герба — верблюду, эксперты говорят, что он вполне заслуженно сегодня представляет Челябинск, смеясь напоминая четверостишье — «У верблюда два горба, потому что жизнь борьба». Ведь город наш славен трудом, а труд — это всегда битва, да и климат уральский располагает к борьбе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 15 мая 2024

Заголовок в газете: Ошибка золотого верблюда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру