Как ознакомиться с исторической частью Челябинска за десять часов

День марафона: весь Челябинск за 9 часов 40 минут

Дистанция марафона - 42 км 195 м. Мировой рекорд на ней принадлежит кенийцу Келвину Киптуму с результатом 2:00:35. Наш корреспондент, конечно, на такое время не претендовал, но отважился испытать себя и пройти марафонскую дистанцию по улицам родного Челябинска.

День марафона: весь Челябинск за 9 часов 40 минут
Ледовая арена «Трактор». Фото автора

Я составил маршрут по главным (по-моему мнению) историческим местам города, а также по памятным для меня лично. Моя прогулка началась в «Парковом 2» в 9:30 утра и закончилась там же, но уже вечером. Что можно посмотреть в нашем городе, если идти пешком весь день, и что чувствует человек без специальной спортивной подготовки на такой дистанции, даже двигаясь не на время?

Какая-то подготовка на самом деле все-таки была. Уже два года как я взял за правило проходить определенное расстояние каждый день. Сначала это было от 4 километров, а теперь – от 5. Не очень много, но зато ежедневно. Плюс, непосредственно перед днем ходьбы я делал тренировку в зале по растяжке. В остальном – это была прогулка абсолютно рядового человека.

Школа и два собора

Позавтракав, вооружившись трекером, зарядником для телефона, бутылкой воды и почти пустым рюкзаком я шагнул навстречу приключениям. Первая точка маршрута не заставила себя ждать – новый Кафедральный собор Рождества Христова всего в 20 минутах ходьбы. Мне очень нравится его архитектура, и то, что его видно каждый раз, когда я выхожу прогуляться вечером. Любоваться нет времени, двигаюсь дальше и вскоре подхожу к еще одной достопримечательности. Для Челябинска арена «Трактор» в каком-то смысле тоже храм, ведь хоккей тут – религия. Сейчас не сезон, так что увидимся в августе.

Дальше маршрут пролегает по улице Братьев Кашириных, и многие скажут, что смотреть там особо нечего. Но я иду по памятным для меня лично местам - мимо школы где учился и дома, где провел детство. Приятно оглядываться по сторонам и вспоминать, в каких дворах жили школьные друзья.

Примерно через час пятьдесят после старта я уже в центре. Первая по-настоящему историческая достопримечательность – Свято-Симеоновский собор. Он был освящен в 1883 году. Никто и не предполагал, что простой однопрестольный храм, воздвигнутый на тогдашнем кладбище, когда-то станет главным собором Челябинска. А ведь большую часть ХХ века здесь была единственная действующая церковь города.

Церковь Святой Троицы. Фото автора

Еще несколько минут и я уже у Свято-Троицкой церкви, которую в народе называют “зеленой”. Здесь меня крестили. Было это в конце 1980-х, вскоре после передачи храма епархии и его реставрации. С тех пор прошло 35 лет и здание обветшало.

Улицы Колбина

Иду мимо закрытого на ремонт цирка к набережной, а затем, через пешеходный мост, выхожу в Арт-Сквер.

Вид на Арт-сквер. Фото автора.

Но, сегодня меня интересует не прогулочное пространство, а два вполне конкретных здания: дом купца Василия Колбина по адресу Труда, 66, а также старая электростанция по соседству. Изучая историю Челябинска, периодически натыкаешься на фамилию Колбин. Купец, меценат, визионер своего времени. Именно Василий Михайлович стоял у истоков телефонной связи у нас в городе, построил одну из первых электростанций и осветил три главных улицы, а также намеревался запустить трамвай, но не успел.

Электростанция Колбина. Фото автора

Не удивительно, что самый роскошный по меркам конца века особняк принадлежал местному «Илону Маску». Дом действительно выделяется: каменный фасад, два этажа, массивные окна. Жаль, что на сегодня он пустует. Также как и электростанция во дворе. Это уже не та, колбинская электростанция, подарившая первое уличное освещение Челябинску. На ее месте уже после смерти Колбина построили новую. Свое первоначальное значение она утратила лишь в советское время, с запуском первой турбины ЧГРЭС. Потом здесь располагалось трамвайное депо, столовая для водителей, а в последние годы здание пустует и стоит прикрытое навесными фасадами.

Дальше иду по одной из своих любимых улиц в городе – Пушкина. Она появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Первая остановка – синагога 1905 года постройки. Не задерживаясь иду выше, пересекая проспект Ленина, некогда Южный бульвар. За ним начинается территория старейшего задокументированного кладбища Челябинска –- Казанско-Богородицкого. О некрополе достоверно известно с конца XVIII века, а в начале XX, из-за переполненности захоронения на нем прекратились. Кстати, именно на нем был похоронен Василий Колбин в 1911 году. А в 1930 кладбище закрыли и снесли, так как оно оказалось в самом центре растущего Челябинска. Вскоре здесь построили кинотеатр Пушкина, сквер и множество жилых домов.

Железнодорожный маршрут

Депо на ул. Российской. Фото автора

По Евтеева спускаюсь до Российской и перехожу к «железнодорожной» части маршрута. Именно появлению станции, Челябинск во многом обязан своему бурному развитию в конце XIX века. Как выглядит вокзал, мы все знаем, но, немного не доходя до него, есть неприметное, но интересное старинное здание – «дежурные комнаты паровозных бригад» по адресу ул. Свободы, 165. Сейчас оно заброшено и в нем обитают бездомные. А ведь строение очень харАктерное и в нем так и напрашивается размещение небольшого интерактивного музея.

Баня Переселенческий пункт. Фото автора

Следующая точка маршрута – Переселенческий пункт. Некогда существовавший город в городе, с собственной передовой больницей и администрацией. Сегодня от него осталось около десятка зданий, в числе которых бывшая баня (Монакова, 39, сейчас отреставрировано и используется) и хирургический корпус (улица Переселенческий пункт, 26, в прошлом году здание было выставлено на продажу). Место интереснейшее, заслуживающее отдельной статьи.

Элеватор. Фото автора

Полумарафон я оформляю сразу после посещения старинных «небоскребов»: водонапорной башни 1912 года на улице Воровского и элеватора Госбанка 1918 года на улице Елькина. Было когда-то такое правило – не строить выше церквей и до постройки элеватора самым высоким строением Челябинска был Христорождественский собор. Появился элеватор и понеслось: революция, гражданская война… Обе «свечки» в запустении, так никто и не придумал, как интегрировать их в XXI век.

Сердце города

Дальше возвращаюсь на площадь Революции и мимо Молодежного театра (ранее - Народного дома) выхожу на Кировку. Идти не тяжело, но пора обедать. Бизнес-ланч в одном из заведений – самое то, чтобы передохнуть и подкрепиться перед более сложной частью маршрута. Кстати, обед происходит тоже в очень даже историческом месте – недалеко от театра оперы и балета имени Глинки. Это самая старая площадь Челябинска, на которой до 1930 года стоял Христорождественский собор.

Бывшая Соборная площадь без собора. Фото автора

Через полчаса я уже иду по набережной от Краеведческого музея к дворцу спорта «Юность». Сооружение интересное, хотя и «типовое» – в Минске у него есть «близнец». Там, на набережной реки Свислочи я тоже гулял несколько лет назад.

По Алому Полю поднимаюсь к церкви Александра Невского, где раньше размещался органный зал. Здание давно на реконструкции и работы там непростые, как и судьба храма. Дальше иду по улице Коммуны, где салютую Дому печати, в котором когда-то началась моя журналистская карьера.

Курчатов, Монахи, Коммунар

В парке Гагарина начинаются первые неприятные сигналы от ног. Но короткая передышка на каменных карьерах того самого купца Колбина позволяет продолжить путь. Мимо ЮУрГУ и памятника Курчатову выхожу на дорогу к Шершневскому водохранилищу. Идти приятней со стаканом кофе, благо им есть где разжиться.

Центральный ПКиО им. Гагарина. Фото автора

Предпоследний и наиболее сложный отрезок пути – городской бор. Идти по тропинкам сложней, чем по асфальту. Позади 30 километров и я впервые чувствую усталость. Но, по плану у меня еще Шершневский каменный карьер и урочище Монахи. Когда-то мы ходили сюда классом и стех пор я до Монахов не добирался. С названием связана интересная легенда. Якобы, здесь после революции жили два монаха и даже проводили подпольные службы. Так это или нет, достоверно нам неизвестно.

Урочище Монахи. Фото автора

Отрезок до поселка мелькомбината дается нелегко. Кроссовки, как оказалось, хороши только для коротких городских прогулок, а тут нужна обувь посложней. Натертые ноги уже не дают держать прежний темп. Старая плотина Коммунар, на трекере ровно 35 км. После нее становится не до достопримечательностей. Мозоли превращают каждый шаг в пытку.

Плотина Коммунар. Фото автора

Таков путь

Еще километр и я понимаю, что на этом все. Дальше идти невозможно. Сдаюсь. Ковыляю до остановки Наркома Малышева по Университетской набережной. На трекере 36 км и еще 6 км до дома. Захожу в приложение такси и… у меня садится телефон. Наличные и карту я с собой не брал, а значит и маршрутный транспорт меня не повезет. Выдыхаю. Значит, таков путь.

Эти 5 км заняли у меня час сорок. С болью от мозолей я смирился, но на ул. Салавата Юлаева начались судороги в левой ноге. Я подумал, что это из-за наколенника, в котором я шел, чтобы поберечь ранее травмированный сустав. Догадка оказалась верной, без наколенника стало намного лучше. На морально-волевых прохожу горячо любимый мною микрорайон «Ньютон» и вот он дом, милый дом.

Общее время прохождения маршрута составило 9 часов 40 минут. Кенийские рекордсмены могут спать спокойно. Что я узнал из этого эксперимента? Во-первых, убедился, что по Челябинску можно гулять хоть весь день и ты всегда будешь находить интересные места. Во-вторых, выяснил, что для меня абсолютно комфортная дистанция – 25-28 километров. Лишь после начинаются какие-то сигналы от организма. В-третьих, выяснил, что «невозможно» и «больно» – еще не предел. Если потерпеть, всегда можно пройти еще чуть-чуть.

Ранее, «МК-Челябинск» писал, что в Челябинске набирает популярность новый вид спорта – сапсерфинг.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 10 июля 2024

Заголовок в газете: День марафона: весь Челябинск за 9 часов 40 минут

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру