Вишня вместо елки: Как экспериментировали с новогодним деревом и украшениями на Урале

Все салаты подъедены, елки многие убраны, тишина в холодильниках… Южноуральцы сделали на этой неделе последний праздничный рывок, встретив Старый Новый год. С будущей недели новогодние темы окончательно уступят свое место в информационном пространстве, а с ёлок игрушки постепенно переместятся в коробки на антресолях. Пока же есть возможность еще раз вспомнить о рождественских и новогодних праздниках, елочных украшениях и их истории.

Вишня вместо елки: Как экспериментировали с новогодним деревом и украшениями на Урале
Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Заскочить в последний вагон уходящего новогоднего поезда мы попытались вместе с Ириной Мазовой, заведующей сектором интерактивных семейных программ отдела экспозиции «Детский музей» Государственного исторического музея Южного Урала в рамках программы «Факты и Артефакты» — совместного проекта музея и медиахолдинга «Гранада Пресс».

Из семейной к общественной

— Действительно ли традиционные нынешние елочные игрушки, которые южноуральцы развешивают на праздничное дерево, имеют немецкие корни?

Ирина Мазова. Фото: скриншот видео ГМИЮУ

— Это так. Но вообще-то и сама ёлка в России появилась благодаря немцам. Традиционно считается, что новогодняя ёлка пришла в нашу страну при Петре I, но это был, на тот момент, не интерьерный элемент, она использовалась в качестве украшения фасада дома, крыши, двора. И, надо сказать, что после окончания правления Петра, в России традиция не прижилась. А вот с 1818 года, когда жена будущего императора Николая I, на тот момент еще цесаревича, провела первое празднование Рождества по немецкой моде для своих детей, можно отсчитывать историю отечественной новогодней ёлки. В 1828 году Александра Федоровна уже в роли императрицы организовала большую семейную ёлку. Это мероприятие продолжалось всего около часа, дети посидели за восемью столами, украшенными маленькими ёлочками, получили подарки, на чем праздник и завершился.

А вот настоящий взрыв интереса к ёлке и ёлочным украшениям случился в 40-е годы XIX века. Как считают исследователи, произошло это во многом благодаря появлению «Щелкунчика» Гофмана и опубликованному в «Отечественных записках» произведения «Повелитель блох», которое тоже было рождественской историей. После этого ёлка выходит за пределы императорской семьи, за пределы знати и к концу XIX века городское население (в основном интеллигенция) начинает организовывать этот праздник для своих детей. И неотъемлемым элементом праздников становятся елочные украшения.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

— Зародившись, по сути, как домашняя традиция, когда ёлка сделала шажок уже в общественное пространство, когда стали проводить елки для большого количества людей?

— В 1852 году в России была проведена первая именно общественная ёлка. Произошло это в Санкт-Петербурге.

Общественные ёлки в России были разными. Были и благотворительные праздники, которые устраивали более обеспеченные люди для детей из семей менее обеспеченных. Были и ёлки, на которые продавались билеты.

Конечно, первые общественные ёлки я бы назвала просто расширенными семейными. На семейный праздник приглашались дети родственников, друзья детей… Или, как это было, например, принято в семье Льва Николаевича Толстого на праздник звали крестьянских детей, для которых Толстые готовили подарочки. Жена Льва Толстого специально закупала для этого так называемые куклы-скелетки, на которые дети Толстых шили одежку.

Насладиться видом и вкусом

— Чем отличаются дореволюционные елочные игрушки от их современных «коллег» на российских ёлках?

— И от современной, и от советской ёлочной игрушки их дореволюционные предшественники в первую очередь отличаются тем, что было довольно много самоделок. Для этого существовали специальные технологии. Например, у писателя Катаева в одном из произведений есть замечательный сюжет, как правильно золотить орехи. Оказывается, красить золотой краской их было вовсе и не нужно. Для получения золоченого ореха, его надо было обмакнуть в молоко, а потом покрыть очень тонким слоем сусального золота, которое в то время в России можно было достаточно легко купить. В результате орехи получались действительно золотыми и отливали на ёлке, как золотые купола на храмах, в таких орехах отражались огоньки…

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

— А вот эти орехи, да и другие украшения, которые делались из съедобных штук, например, фруктов, после окончания праздника или во время оного поедались?

— То, что было откровенно съедобным, специально пеклось для рождественской ёлки, конечно, съедалось. Пряники, яблоки (в елочной истории часто упоминаются крымские яблоки) становилось угощением. Надо отметить, что практически до 50-60-х годов XX века традиция объедания новогодней ёлки сохранялась. Кстати, нам дети на наших экскурсиях рассказывают, что эта традиция существует в некоторых семьях до сих пор.

— Перед Новым годом в Государственном историческом музее Южного Урала была открыта выставка, посвященная истории елочной игрушки. На музейных елках также висели съедобные украшения?

— Да, такие игрушки были и на нашей ёлке. Причем к изготовлению сотрудники музея подходили вполне себе научно. Для этого использовались исторические рецепты. Музейные сотрудники отталкивались от той информации, которая собиралась из воспоминаний южноуральцев, например, людей, которые помнят, что и из чего готовилось для ёлки 60-70 лет назад. Главное отличие старых рецептов от современных заключается в том, что в них использовали гораздо меньшее количество сахара. Также продукты использовались все натуральные. А отверстие для того, чтобы после была возможность подвесить игрушку на ленточку, делалось перед самой выпечкой.

— А продуктовые игрушки не портились?

— Ёлка со съедобными подарками в прежние времена, в принципе, ставилась всего на один день, поэтому продукты просто не успевали испортиться или зачерстветь. Вечером в Сочельник дверь в комнату, где устанавливалась ёлка, закрывалась. Часто дети туда не допускались, взрослые наряжали рождественское дерево сами. Есть даже старые открытки, на которых изображены малыши, подглядывающие в щелку, замочную скважину двери, ведущей в комнату, где их родители наряжают ёлку. Ёлка всегда была самым большим сюрпризом и самым большим подарком для детворы.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Ёлку можно заменить

— Сегодня в домах южноуральцев мы можем встретить разные варианты новогоднего дерева. Кто-то устанавливает ель, кто-то сосну, кто-то пихту… Было ли разнообразие в этом вопросе в дореволюционные времена?

— Да. И, раскрывая эту историю, мы снова можем обратиться к немцам, точнее российским немцам, которые, например, на Южном Урале появились в XIX веке и селились не только в городах, но и сельской местности. И далеко не везде, где они жили, рядом рос лес. Такое, например, было в степной части нашего региона. И использовали в качестве новогоднего дерева, например, даже ветки вишни, яблони. Их незадолго до Рождества срезали, ставили в воду. Существовал по этому поводу даже целый ряд примет. Если к Рождеству распустятся листочки, а к Новому году вишня зацветет, значит, следующий год будет благополучным.

— Были ли какие-то обязательные моменты при украшении рождественской ёлки?

— В первую очередь, в украшениях обязательно должны быть символы именно Рождества. И главный из них — это Вифлеемская звезда, которая венчает ёлку. В советское время этот элемент превратился в пятиконечную звезду. Все остальное на елке должно было быть либо так или иначе напоминанием рождественской истории — ангелы, которые возвестили рождении Иисуса, или колокола, которые призваны благовестить, либо нести пожелания на будущий год — например, яблоки, как символ будущего урожая.

Подарки для детей могли размещать не только под ёлкой, как это принято сейчас, но и на самой ёлке, особенно, если они были небольшого размера.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру