По данным начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области Дмитрия Соколова, анализ данных по изъятию наркотиков с 2018 года по настоящее время показывает значительный рост доли синтетических средств. За указанный период их доля увеличилась в 2,5 раза, постепенно вытесняя традиционные наркотические средства, такие как героин и вещества растительного происхождения. На текущий год из общего объема изъятых незаконных веществ, составляющего около одной тонны, более 80% приходится на «синтетику».
Также, с 2015 года наблюдается устойчивое снижение объемов контрабанды наркотиков. Если в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации было зарегистрировано 1028 преступлений, связанных с контрабандой, то к 2024 году это число сократилось до 378. Эта тенденция обусловлена рядом факторов, включая усиление таможенного и пограничного контроля, внедрение современных технических средств досмотра, например, рентгеновских установок, а также изменения в экономических условиях и логистических цепочках. В результате ввоз наркотиков из-за рубежа стал более сложным и менее рентабельным.
Одновременно с этим отмечается значительный рост производства синтетических наркотиков внутри страны. С 2015 по 2024 год количество выявленных подпольных лабораторий увеличилось с 90 до 944. О росте масштабов наркопроизводства свидетельствует и увеличение объемов изъятий прекурсоров. Их количество в сравнении с 2018 годом увеличилось более чем в 40 раз, с одной до почти 50 тонн.
Необходимо отметить, что Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента страны, к числу мер по реализации антинаркотической политики относится совершенствование контроля за оборотом прекурсоров и недопущение их использования для незаконного производства наркотиков.
Главный пробел: прекурсоры легко уходят в тень через цепочки перепродаж между регионами, где их следы теряются. Челябинская инициатива предлагает эффективное решение: обязательную маркировку каждой партии прекурсоров, включая дробление на мелкие лоты, с фиксацией в электронной базе.
Вместе с заместителем прокурора города Челябинска Алексеем Махалиным мы разбираем ключевую проблему современного наркорынка: переход от импортных наркотиков к локальному производству синтетики прямо в России и способы противостоять этой тенденции.
– Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе.
– В начале нужно обратить внимание на статистику представленную УКОН по Челябинской области. Информация о том, что наркорынок существенно изменился, получена из оперативно-розыскных источников и проверена анализом преступности, как на региональном уровне, так и на федеральном. Суть этих изменений в том, что местные наркозависимые граждане переходят на потребление синтетических наркотиков и это подтверждается наркоучетами, анализом биосред и другими объективными показателями.
Наркорынок реагирует на этот спрос, и для получения оптовых партий синтетических наркотиков в какой-то момент стало выгоднее их не ввозить из других стран, а изготавливать их здесь, на территории Российской Федерации. Об этой тенденции ярко свидетельствуют показатели наркопреступности – за последние несколько лет количество зарегистрированных фактов контрабанды наркотиков сократилось, а количество задокументированных фактов работы незаконных нарколабораторий возросло.
И встает вопрос - где брать для этого прекурсоры наркотиков? Прекурсоры, для простоты понимания – это химические компоненты, из которых изготавливаются наркотики. Данные прекурсоры легально изготавливаются нашей промышленностью, и используются не только для изготовления наркотиков, но и в различной производственной деятельности.
И проблема, которую определил челябинский наркоконтроль – это то, что действующую обязанность организаций отчитываться о том, что произошло с полученной партией прекурсоров, легко обходить путем перепродажи партий между различными организациями, расположенными на территориях различных регионов. Таким способом прекурсоры уводят в «серую зону», где их следы теряются.
И органы наркоконтроля фактически утрачивают возможность отслеживать и предотвращать вывод на теневой рынок прекурсоров наркотиков. Такова реальность. Инициатива же предусматривает обязательную маркировку каждой партии прекурсоров, в том числе при разделении одной большой партии на более мелкие. С обязанностью вносить в электронную базу сведений о произведенных действиях по дроблению партии и определении его местонахождения.
Особенностью предлагаемых изменений я бы назвал то, что в плане их реализации нет каких-либо сложностей и революционных изменений. Подобные меры контроля уже внедрены и успешно применяются в сфере реализации лекарств, алкогольной и мясной продукции. Видно, что законодатель, разрабатывая алгоритм контроля в последнем случае, заботился исключительно о здоровье населения. Противодействие наркообороту – это абсолютно та же сфера, и маркировка прекурсоров, сопряженная с внесением в реестр сведений о каждой партии, это логичное и актуальное продолжение данной законодательной мысли.
– Хорошо, предположим, что челябинская инициатива по маркировке прекурсоров принята. Как это отразится на ситуации?
– Во-первых станет возможным контроль «сверху-вниз», когда наркоконтроль сможет от оптового производителя до самого конца внизу сбываемой цепочки следить за перемещением прекурсоров наркотиков.
Во-вторых, появится возможность отслеживать перемещение партий прекурсоров наркотиков «снизу-вверх», то есть при пресечении деятельности незаконной нарколабораторий всегда оперативниками изымаются емкости с прекурсорами. Соответственно, если бы на них была маркировка, можно было бы отследить всех лиц, причастных к производству данной партии наркотиков.
В-третьих, надо понимать, что после соответствующих изменений, количество желающих приобретать прекурсоры наркотиков с незаконной целью снизится. И, наверное, это и будет главной целью изменений. Иными словами, обсуждаемая инициатива будет работать на предупреждение наркопреступлений, а это – лучший результат.
– Очень хочется, чтобы проблема наркотиков навсегда ушла из нашего общества, поэтому спрошу: прекратится ли после этого наркоторговля?
– Крайне маловероятно. Тут нужно понимать одну вещь – преступники, занимающиеся оптовой наркоторговлей, относятся к своей деятельности, как к настоящему бизнесу. И поэтому они долго не стоят на месте, постоянно развиваются, оперативно принимают решения, совершенствуются, меняются в ногу со временем. И чтобы эффективно противостоять им, государство должно быть готовым реагировать с такой же скоростью.
Если борьба с наркоторговлей будет госорганами осуществляться применением законов 10-летней давности, то последствия, думаю, для всех очевидны. Эффективным противодействием будет только тщательный постоянный анализ незаконного наркорынка, всех его текущих изменений, и готовность регулярно отсекать их новые приёмы, в первую очередь, оперативным изменением законодательства. Идеальным вариантом была бы такая ситуация, когда законодатель, вместе с правоприменителем, в ходе анализа текущих изменений наркорынка, создавали бы барьеры последнему, действуя на опережение.
– При обсуждении таких предложений одним из главных аргументов «против» становится вопрос нагрузки на бизнес. Она увеличится?
– Нет, абсолютно никакой дополнительной нагрузки тут быть не может. Распечатать наклейку со штрихкодом, в котором добавится 3 цифры к основному штрихкоду производителя, и «вбить» эти цифры в реестр новый номер партии прекурсоров и её адресата – это около 2 минут работы честного предпринимателя.
Я считаю, что в современных условиях мы должны максимально использовать все возможности для пресечения производства наркотических средств. И маркировка прекурсоров может стать эффективным, достигающим этой цели инструментом.
Ранее по теме: Алексей Махалин: «Новая норма откроет «второй фронт» борьбы с наркоторговлей».