Алексей Махалин: «Маркировка прекурсоров — логичное продолжение законодательной мысли»

В Челябинске выступили с новой инициативой, направленной на усиление контроля за оборотом прекурсоров — химических веществ, используемых для производства синтетических наркотиков. Предложение, разработанное депутатами городской думы совместно с полицией и надзорными органами, предусматривает внедрение системы маркировки и электронной базы учета прекурсоров, что позволит предотвратить их утечку в незаконный оборот.

Алексей Махалин: «Маркировка прекурсоров — логичное продолжение законодательной мысли»
Заместитель прокурора города Челябинска Алексей Махалин. Фото автора

По данным начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Челябинской области Дмитрия Соколова, анализ данных по изъятию наркотиков с 2018 года по настоящее время показывает значительный рост доли синтетических средств. За указанный период их доля увеличилась в 2,5 раза, постепенно вытесняя традиционные наркотические средства, такие как героин и вещества растительного происхождения. На текущий год из общего объема изъятых незаконных веществ, составляющего около одной тонны, более 80% приходится на «синтетику».

Также, с 2015 года наблюдается устойчивое снижение объемов контрабанды наркотиков. Если в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации было зарегистрировано 1028 преступлений, связанных с контрабандой, то к 2024 году это число сократилось до 378. Эта тенденция обусловлена рядом факторов, включая усиление таможенного и пограничного контроля, внедрение современных технических средств досмотра, например, рентгеновских установок, а также изменения в экономических условиях и логистических цепочках. В результате ввоз наркотиков из-за рубежа стал более сложным и менее рентабельным.

Одновременно с этим отмечается значительный рост производства синтетических наркотиков внутри страны. С 2015 по 2024 год количество выявленных подпольных лабораторий увеличилось с 90 до 944. О росте масштабов наркопроизводства свидетельствует и увеличение объемов изъятий прекурсоров. Их количество в сравнении с 2018 годом увеличилось более чем в 40 раз, с одной до почти 50 тонн.

Необходимо отметить, что Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента страны, к числу мер по реализации антинаркотической политики относится совершенствование контроля за оборотом прекурсоров и недопущение их использования для незаконного производства наркотиков.

Главный пробел: прекурсоры легко уходят в тень через цепочки перепродаж между регионами, где их следы теряются. Челябинская инициатива предлагает эффективное решение: обязательную маркировку каждой партии прекурсоров, включая дробление на мелкие лоты, с фиксацией в электронной базе.

Вместе с заместителем прокурора города Челябинска Алексеем Махалиным мы разбираем ключевую проблему современного наркорынка: переход от импортных наркотиков к локальному производству синтетики прямо в России и способы противостоять этой тенденции.

– Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе.

– В начале нужно обратить внимание на статистику представленную УКОН по Челябинской области. Информация о том, что наркорынок существенно изменился, получена из оперативно-розыскных источников и проверена анализом преступности, как на региональном уровне, так и на федеральном. Суть этих изменений в том, что местные наркозависимые граждане переходят на потребление синтетических наркотиков и это подтверждается наркоучетами, анализом биосред и другими объективными показателями.

Наркорынок реагирует на этот спрос, и для получения оптовых партий синтетических наркотиков в какой-то момент стало выгоднее их не ввозить из других стран, а изготавливать их здесь, на территории Российской Федерации. Об этой тенденции ярко свидетельствуют показатели наркопреступности – за последние несколько лет количество зарегистрированных фактов контрабанды наркотиков сократилось, а количество задокументированных фактов работы незаконных нарколабораторий возросло.

И встает вопрос - где брать для этого прекурсоры наркотиков? Прекурсоры, для простоты понимания – это химические компоненты, из которых изготавливаются наркотики. Данные прекурсоры легально изготавливаются нашей промышленностью, и используются не только для изготовления наркотиков, но и в различной производственной деятельности.

И проблема, которую определил челябинский наркоконтроль – это то, что действующую обязанность организаций отчитываться о том, что произошло с полученной партией прекурсоров, легко обходить путем перепродажи партий между различными организациями, расположенными на территориях различных регионов. Таким способом прекурсоры уводят в «серую зону», где их следы теряются.

И органы наркоконтроля фактически утрачивают возможность отслеживать и предотвращать вывод на теневой рынок прекурсоров наркотиков. Такова реальность. Инициатива же предусматривает обязательную маркировку каждой партии прекурсоров, в том числе при разделении одной большой партии на более мелкие. С обязанностью вносить в электронную базу сведений о произведенных действиях по дроблению партии и определении его местонахождения.

Особенностью предлагаемых изменений я бы назвал то, что в плане их реализации нет каких-либо сложностей и революционных изменений. Подобные меры контроля уже внедрены и успешно применяются в сфере реализации лекарств, алкогольной и мясной продукции. Видно, что законодатель, разрабатывая алгоритм контроля в последнем случае, заботился исключительно о здоровье населения. Противодействие наркообороту – это абсолютно та же сфера, и маркировка прекурсоров, сопряженная с внесением в реестр сведений о каждой партии, это логичное и актуальное продолжение данной законодательной мысли.

– Хорошо, предположим, что челябинская инициатива по маркировке прекурсоров принята. Как это отразится на ситуации?

– Во-первых станет возможным контроль «сверху-вниз», когда наркоконтроль сможет от оптового производителя до самого конца внизу сбываемой цепочки следить за перемещением прекурсоров наркотиков.

Во-вторых, появится возможность отслеживать перемещение партий прекурсоров наркотиков «снизу-вверх», то есть при пресечении деятельности незаконной нарколабораторий всегда оперативниками изымаются емкости с прекурсорами. Соответственно, если бы на них была маркировка, можно было бы отследить всех лиц, причастных к производству данной партии наркотиков.

В-третьих, надо понимать, что после соответствующих изменений, количество желающих приобретать прекурсоры наркотиков с незаконной целью снизится. И, наверное, это и будет главной целью изменений. Иными словами, обсуждаемая инициатива будет работать на предупреждение наркопреступлений, а это – лучший результат.

– Очень хочется, чтобы проблема наркотиков навсегда ушла из нашего общества, поэтому спрошу: прекратится ли после этого наркоторговля?

– Крайне маловероятно. Тут нужно понимать одну вещь – преступники, занимающиеся оптовой наркоторговлей, относятся к своей деятельности, как к настоящему бизнесу. И поэтому они долго не стоят на месте, постоянно развиваются, оперативно принимают решения, совершенствуются, меняются в ногу со временем. И чтобы эффективно противостоять им, государство должно быть готовым реагировать с такой же скоростью.

Если борьба с наркоторговлей будет госорганами осуществляться применением законов 10-летней давности, то последствия, думаю, для всех очевидны. Эффективным противодействием будет только тщательный постоянный анализ незаконного наркорынка, всех его текущих изменений, и готовность регулярно отсекать их новые приёмы, в первую очередь, оперативным изменением законодательства. Идеальным вариантом была бы такая ситуация, когда законодатель, вместе с правоприменителем, в ходе анализа текущих изменений наркорынка, создавали бы барьеры последнему, действуя на опережение.

– При обсуждении таких предложений одним из главных аргументов «против» становится вопрос нагрузки на бизнес. Она увеличится?

– Нет, абсолютно никакой дополнительной нагрузки тут быть не может. Распечатать наклейку со штрихкодом, в котором добавится 3 цифры к основному штрихкоду производителя, и «вбить» эти цифры в реестр новый номер партии прекурсоров и её адресата – это около 2 минут работы честного предпринимателя.

Я считаю, что в современных условиях мы должны максимально использовать все возможности для пресечения производства наркотических средств. И маркировка прекурсоров может стать эффективным, достигающим этой цели инструментом.

Ранее по теме: Алексей Махалин: «Новая норма откроет «второй фронт» борьбы с наркоторговлей».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру