В Челябинской области крупные торговые компании готовы и местные производители ищут пути к согласию

За последние полгода стоимость продовольственных товаров в Челябинской области выросла на 30 процентов. Видя, как ценники меняются чуть не каждые три дня, многие поддаются панике: бегут в магазин и сгружают в корзину все, что попадется на глаза. Недавно знакомый сетовал, что его бабуля умоляла внука съездить с ней в магазин, чтобы она могла закупить мыло, спички и соль.

В Челябинской области крупные торговые компании готовы и  местные производители ищут пути к согласию
Фото Вячеслава Никулина

В то время как рядовые южноуральцы ломают голову над тем, что запасти и на чем сэкономить, власти прорабатывают вопрос безболезненного вхождения местных производителей в торговые сети. Подробности — в материале «МК-Урал».

Фермерское непостоянство губит отношения

Представители торговых сетей, чьи магазины расположены на Южном Урале, заявляют, что им сложно сотрудничать с местными сельхозпроизводителями, поскольку те зачастую меняют свои решения о продаже продукции буквально в последние минуты.

Как рассказал директор Уральского дивизиона ТС «Пятерочка» Бауыржан Торланов, в магазинах их торговой сети достаточно много продукции, произведенной в области.

— Более того, мы занимаемся экспортом южноуральских товаров по всему УрФО. Яркий тому пример — компания «Здоровая ферма», продукция которой представлена практически во всех наших 500 точках по всему Уралу, — сообщил Торланов.

С позицией представителя «Пятерочки» оказался солидарен директор челябинского филиала ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») Дмитрий Лобов. Он также выступил за расширение присутствия местных производителей. К слову сказать, на данный момент около четверти миллиарда рублей в месяц приходится именно на местную продукцию.

— Для нас главное — адаптивность ассортимента. В каждом городе есть определенные товары, которые люди берут охотнее, чем ввозные, — отметил Лобов. — В Челябинской области мы работаем с производителями хлеба, молока, кондитерских изделий.

Представители торговых сетей акцентировали внимание на том, что не могут «жить отдельно друг от друга» и сами устанавливать цены.

— Если стоимость будет высокая, завтра к нам никто не придет, отдав предпочтение конкурентам, предложившим более дешевую продукцию, — рассуждают сетевики.

Руководители крупнейших торговых предприятий отметили, что им приходится буквально бегать за местными производителями и уговаривать их поставлять продукцию в магазины.

— Нам нужно, чтобы возили товары, отвечающие основным требованиям. Важно, чтобы они были качественными и сопровождались необходимыми документами. Также продукция должна поставляться в оговоренные сроки. А такой стабильности, к сожалению, нет, — посетовали представители торговли.

В отношениях между продавцами и поставщиками, по мнению губернатора области, постоянно «искрит».

— Цена вхождения в торговую сеть зачастую не по карману местным производителям, особенно средним и мелким, — считает Борис Дубровский. — В сложившихся экономических условиях есть смысл пересмотреть размер выплат. Это позволило бы большему числу местных производителей дойти до покупателей, сдержало бы рост цен.

Еще одной причиной трудного вхождения южноуральских товаропроизводителей в торговые сети является несоответствие стандартам качества. Причем это касается не столько качества самих продуктов, сколько требований, которые предъявляются к упаковке, оформлению и маркировке товаров, его транспортировке.

По словам коммерческого директора розничной сети «Проспект» Андрея Грибанова, некоторые из производителей вдруг начали привязывать цену на продукцию к курсу валюты. Однако больше всего сетевиков беспокоит то, как их партнеры относятся к соблюдению договоренностей.

— Мы убеждаем производителей, чтобы продукцию привозили к нам. Даже предлагаем свою помощь в упаковке, — поделился Грибанов. — Они сначала вроде даже соглашаются, а потом заявляют, что если кто-то им предложит стоимость больше, то они переметнутся к ним.

Денег нет — наценкам красный свет

Ослабление курса рубля наряду с удорожанием продукции привело к тому, что производителям стало куда более выгодно экспортировать свой товар за иностранную валюту. Однако местные власти заинтересованы не только в том, чтобы те получали хорошую прибыль, но и в том, чтобы местные жители бесперебойно обеспечивались продуктами питания.

Одним из условий продовольственной безопасности региона является баланс интересов. В области должны сложиться такие условия, при которых продукты в первую очередь попадали бы на местные прилавки. В этой связи руководители крупных торговых сетей выразили желание заключать соглашения о сотрудничестве с южноуральскими властями.

Министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков отметил, что созданный ранее штаб продолжает мониторинг ситуации на продовольственном рынке. Так, было зафиксировано резкое подорожание овощей, сахара, но по сравнению с другими регионами область выглядит все равно достаточно неплохо.

Кстати, сейчас региональная антимонопольная служба проводит проверку по факту подорожания сахара. Во многих магазинах мегаполиса цена одного килограмма превышает 60 рублей. Жалобы южноуральцев поступают в управление чуть ли не ежедневно.

В настоящее время ведутся проверки, основные поставщики сахара получили запросы на предмет обоснованности удорожания. Результаты должны быть известны в начале февраля.

— Наша задача заключается в том, чтобы приблизить потребителя к производителю, — заключил Сушков. — В ряде сетей организованы уголки фермеров, нововведением остались довольны все.

Представители торговых сетей заверили, что в данный момент не только не повышают наценку на продукты, но порой даже вынуждены ее снижать, чтобы не потерять покупателей. По словам сетевиков, доля ассортимента местных производителей на полках магазинов превышает 30%, а хлеб, молоко и курица от южноуральских компаний и вовсе занимают 90%.

— Все-таки на продовольственном рынке есть элемент спекуляции. Прежде всего, надо думать о тех, кто тратит на продукты 70% семейного бюджета. Люди не могут позволить себе платить на 30% больше за привычный продуктовый набор. И мы говорим не об устрицах и голландском перце, а об элементарных вещах, — обратился к представителям торговых сетей губернатор. — Где можно, не поднимайте цены. В этом случае вам же будет лучше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 28 января 2015

Заголовок в газете: Что попало в сети?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру