И если говорить честно, главным недостатком спектакля является чрезмерно атлетичный Обломов, который в романе описан как человек, имеющий не по годам тучное, оплывшее тело. Михаил Зузнев, играющий главного героя, никак не похож на молодого дворянина, привыкшего завтракать пирогами со сметаной и топлёным маслом. Впрочем, это единственный недостаток Зузнева в роли Обломова.
Но теперь по порядку. После великой, без преувеличения, экранизации Никиты Михалкова, где Обломова играет Табаков, а Штольца — Богатырёв, любой, кто замахнется на визуализацию классического романа Гончарова, казалось, обречен быть в тени. Тончайшая работа оператора-постановщика Павла Лебешева, гениальная музыка Эдуарда Артемьева и постановка Михалкова рождают чудо. И посостязаться с этим чудом — всё равно, что попытаться плевать на солнце.
Но постановщик Николай Осминов не пытается этого делать. Он делает «Обломова» средствами театра, в полной мере владея не только театральным языком, но и предлагая изящные драматургические решения. «Обломов» — не остросюжетный роман, этот текст, вышедший в середине XIX века за пару лет до отмены крепостного права, скорее, ставит обществу диагноз. Вполне в духе того времени. Напомню, что Гончаров при жизни работал еще и цензором, так что его морализаторство было, кажется, частью его собственного образа жизни.
Итак, это довольно камерная история о молодом помещике Обломове, который, после пары лет службы в Петербурге, удалился от дел, снял квартиру на Гороховой улице и пролежал на диване двенадцать лет до начала событий первой главы. Далее пересказывать сюжет нет смысла, все помнят его со школьной скамьи.
Теперь, внимание, вопрос: как визуализировать текст? Осминов вводит в действие фигуру некоего следователя по особо важным делам, который расследует смерть Обломова, объясняя свой интерес к делу тем, что не может молодой небедный мужчина вот так, взять лечь и помереть. Этот приём позволяет передать сочное авторское описание Ильи Ильича через свидетельские показания. Это важно — сохранить авторскую речь, ведь несовременный и такой особенно яркий язык Гончарова, льётся как медовый ручеёк.
На этом Осминов в своём новаторстве не останавливается и показывает жизнь светского Петербурга через бесконечный дивертисмент. Он выводит на сцену реально много народу, через череду пластических решений они создают атмосферу полнейшего контраста с тем, чем живёт и дышит Илья Ильич. И — парадокс! В этот момент, ты почему-то отказываешься от школьной точки зрения (помните это бесконечное «осуждение обломовщины»?) и начинаешь понимать этого инфантильного, но душевно чистого человека.
Меня очень интересовал вопрос, как Осминов покажет сон Илюши и что он сумеет оставить от этого важного куска романа? И Осминов справился блестяще, он подаёт этот сон как некий славянский ритуал, перенося его в надмирное, несуществующее пространство, где при помощи символов рассказывается становление души Ильи Ильича. И всё это под музыку Петра Налича, всё это с красивым чистым вокалом, всё это с дивной пластикой.
По поводу пластики хочется замедлиться и поговорить об этом вопросе отдельно. Понятно, что если в титрах засветилась хореограф Мария Грейф, то с пластическими решениями всё будет нормально. Мы с момента премьеры «Дома Бернарды Альбы» помним, как она из буквально ничего делает магию. Но в «Обломове» мы наблюдаем творческую синергию, поскольку как актер Николай Осминов органичен именно в своей телесности.
Надо сказать, что труппа развернулась и показала себя не только в пластике. «Обломов» продемонстрировал, что хороший актёр еще и может хорошо (даже очень хорошо) владеть вокалом, играть на различных музыкальных инструментах. Даже таких экзотических как гусли. Осминов дал возможность раскрыться каждому участнику.
Новый худрук драмы Владимир Казаченко в интервью несколько раз с нажимом говорил о том, что его театр — флагманский театр региона и он должен использовать всю полноту имеющихся средств. Что ж... «Обломов» именно эту задачу и выполняет: дорого-богато, но с глубиной и отличным катарсисом в конце. Браво! Это хит!
Ранее по теме: Челябинский драмтеатр возвращается к обычному режиму работы.