О значимости фестиваля и его развитии рассказала Диана Малышева, руководитель Дирекции фестивальных и культурно-массовых мероприятий Челябинской области, в новом выпуске подкаста «Так культурно!». Беседу с ней провела журналист Наталья Малышкина, обсудив эволюцию театрального искусства Южного Урала за последние десятилетия.
НМ: Я хотела бы обратиться к истории фестиваля, которому исполняется 35 лет. Интересно, что в 1989 году инициатива его создания исходила от газеты «Вечерний Челябинск» при участии Союза театральных деятелей и критиков. Примечательно, что именно эта общественная инициатива постепенно переросла в масштабное областное событие.
ДМ: Это один из старейших театральных фестивалей России — немногие форумы сохраняют традиции более 30 лет. Он пережил все ужасы 90-х, ведь в сложные времена особенно важно объединяться вокруг вечных ценностей, неподвластных внешним обстоятельствам. Именно в такие периоды люди особенно тянутся в театр, чтобы поддержать актеров и режиссеров, которые продолжают творить вопреки всему. Академическое искусство всегда было духовной опорой — тем, на что можно опереться, когда тяжело. Вот почему фестиваль живёт уже почти 40 лет. Он поддерживает не только зрителей, но и сами творческие коллективы. Пусть «Сцена» и впредь остаётся этой важной опорой для всех нас.
НМ: Да, безусловно. А по какому принципу отбираются спектакли?
ДМ: Важно понимать, что «Сцена» — это фестиваль профессиональных театров, а не зрительский. Например, «Камерата» привозит в регион театры со всей России, и мы можем увидеть разные постановки. А наш фестиваль уже в 35-й раз показывает именно спектакли театров Челябинской области.
Сюда приезжает авторитетное жюри из столицы, которое смотрит все спектакли и формулирует экспертное мнение. Театр сам выбирает, какую премьеру последних лет представить, чтобы услышать профессиональную оценку.
Кстати, когда говорят, что на фестивале показывают спектакли для взрослых — это не значит, что они только для взрослой аудитории. Просто это не детские постановки. У нас сложилась практика: в один год театры представляют детские спектакли, в следующий — взрослые. Даже кукольный театр участвует в обеих программах, ведь куклы — это выразительное средство, способное передавать глубокие взрослые темы и эмоции.

НМ: Организация церемонии награждения требует постоянного обновления. Как вам удается каждый раз предлагать новые идеи? Это заслуга вашей команды?
ДМ: Наша команда действительно великолепна. Церемония закрытия — особое событие, ведь в зале присутствуют театральные профессионалы, видевшие множество постановок. Создать для них запоминающееся мероприятие — сложная задача. Режиссером концепции уже несколько лет выступает Александр Малышев, актер кукольного театра им. Вольховского, обладающий уникальным сценическим чутьем. В этом году мы представим церемонию в стилистике усадьбы XIX века, вдохновленную атмосферой чеховских произведений и фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Мы преобразуем сцену театра кукол, чтобы погрузить зрителей в эту эстетику.
НМ: Участники церемонии наверняка поддержат эту творческую идею.
ДМ: Александр ежегодно создает уникальные концепции. После технологичной и современной церемонии прошлого года, сейчас мы готовим камерное мероприятие с атмосферой неторопливой дворянской жизни — с самоваром, чаем и вареньем.
НМ: Это возвращение к традициям русской усадьбы?
ДМ: Именно. И выбор не случаен — в афише фестиваля преобладают произведения русской классики: Гончаров, Гоголь, Астафьев, Булгаков, Лермонтов, Островский, Толстой, Глинка, Вампилов. Такая программа полностью соответствует выбранной стилистике.
НМ: Действительно, классическое наследие, включая Вампилова, органично вписывается в эту концепцию. Насколько значим наш фестиваль «Сцена» в контексте борьбы Челябинска за звание «Культурной столицы 2027»? Безусловно, для театров важна профессиональная оценка, но не менее существенна и имиджевая составляющая для всего региона.
ДМ: Регион, где существует такая устоявшаяся театральная традиция, как фестиваль «Сцена», безусловно заслуживает статуса культурной столицы. Это не единственное, но значимое достижение нашей области.
В регионе проходит множество театральных фестивалей, но «Сцена» занимает особое место — это профессиональная площадка для самих театров, в отличие от многих других событий, ориентированных преимущественно на зрителя. Уверена, что такие инициативы укрепляют культурный статус нашего города не только в 2027 году, но и в долгосрочной перспективе.
Ранее по теме: Магнитогорский драмтеатр представил «Утиную охоту» на фестивале «Сцена».