Команда «Воздух!»

Военные летчики «успокоили» горожан: летать будем как прежде!

Руководство военной части 69806, что базируется в Шаголе под Челябинском, решило наконец устроить экскурсию для журналистов по своему хозяйству и ответить на злободневные вопросы прессы.

Военные летчики «успокоили» горожан: летать будем как прежде!

А вопросов к командирам и подчиненным авиасоединения у горожан с осени прошлого года, когда над Челябинском начались регулярные тренировочные полеты боевой авиации, действительно накопилось много. И наиболее главный из них, конечно же, связан с безопасностью полетов над территорией миллионного города.

Корреспондент «МК-Урал» внимательно выслушал военных, которые объяснили, что полеты отнюдь не намерены прекращать, уровень шума в небе - в пределах допустимых санитарных норм, ущерб для экологии минимален, а нештатные ситуации в воздухе с техникой практически исключены. Так ли это на самом деле?

«Фехтовальщики» в небе

Думается, что не один челябинец (и челябинка, а также и их домашние питомцы) задавался вопросом: а что, собственно, летает днями и ночами в небе над городом, иногда пугая обывателя ревом мощных двигателей? Из личного опыта известно, что версии строятся подчас самые фантастические.

Спешим разочаровать любителей сенсаций - чаще всего непривычный шум от авиадвигателей связан с давно и хорошо знакомыми военным и любителям авиации СУ-24М. Что это такое, также давно уже не секрет.

Фронтовой бомбардировщик СУ-24 (в случае Челябинска - с приставкой «М») выпускался в СССР и России с 1971 по 1993 год, сегодня в Вооруженных силах насчитывается до 300 различных модификаций этих «сушек», примерно 18 процентов из них - на вооружении Военно-морского флота.

Самолет представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности и взлетной массой свыше 33 тонн, развивает скорость до 1700 километров в час. На борту класса «воздух - воздух» неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, вооружение - шестиствольные пушки.

Самолеты этого типа принимали участие в войнах на территории России (в Чечне), Ирака, Ливии, Азербайджана, Таджикистана, Грузии, Афганистана и других вооруженных конфликтах, закупались Алжиром, Сирией, Анголой, республиками Беларусь и Казахстан.

По классификации стран НАТО подобный тип самолетов называется Fencer, то есть «фехтовальщик». Сейчас, кстати, ничего не слышно о применении СУ-24 в Ливии, где армии Франции и Италии совместно с США пытаются вооруженным путем свергнуть ливийского лидера Муамара Каддафи.

Точно известно, что в авиапарке его армии «сушки» присутствуют, но ничего не известно об их участии в боях. Или разбомблены на аэродромах, или ждут приказа «мочить» итало-французских крестоносцев – сведений нет.

«Летали и будем летать!»

Командир авиачасти 69806 полковник Николай Гостев довольно спокойно отвечает на вопросы журналистов о страхах и опасениях гражданского населения в связи с полетами над городом. Видно, что ему не впервой сталкиваться с ситуацией страха и непонимания, тем более что жителей Челябинска тоже можно понять. Неизвестное пугает, и, наверное, должно пройти какое-то время, чтобы горожане привыкли к завыванию мощных авиадвигателей в небе.

Почему Челябинск, если часть почти полвека базировалась в Джиде, на границе с Монголией? Во-первых, в Шаголе имеется авиазавод, «заточенный» как раз на ремонт «сушек». Во-вторых, по словам военных, сегодня актуальна защита восточной границы России, в том числе Уральского округа, от беспокойных соседей с юга.

Сейчас, как известно, в этом подбрюшье страны образовался целый пояс суверенных государств, в которых иногда происходят, как это было в Киргизии, революции. В свое время авиачасть в Джиде была размещена после ряда советско-китайских инцидентов на границе, видимо, в наше время приоритеты в безопасности поменялись.

К сожалению, как объяснил собравшимся журналистам полковник Гостев, ничего поделать с шумом нельзя. Взлетно-посадочная полоса в районе Шагола спроектирована и построена таким образом, что при заходе на посадку пролета над территорией жилых кварталов не избежать.

«Для СУ-24 при выполнении посадки необходим участок длиной примерно двадцать километров, часть этого участка так или иначе проходит над жилыми районами», - раскрыл «военную тайну» полковник.

Услышавшие это журналисты примолкли. В самом деле, что тут скажешь? Если для тяжелого бомбардировщика необходима именно такая дистанция для захода на посадку, если военный аэродром Шагола был в свое время (60-е годы прошлого века) спроектирован именно таким образом и никто тогда не мог предвидеть сегодняшнего роста города, то предъявлять претензии к военным глупо. Они выполняют свою работу, хотя и к неудовольствию какой-то части населения.

Полковник Гостев, кстати, честно предупредил: мол, как летали, так и будем летать, боевую учебу летчиков никто не отменял и не собирается этого делать. Выполняя вылеты, летчики, к слову говоря, чаще всего идут на полигон под деревней Сафакулево в Курганской области, где и отрабатывают удары с воздуха. (Наверное, для полноты ощущений военного времени челябинцам не хватает еще и расположенного под боком полигона, где бы производились бомбометания.

С другой стороны, часть жителей и так жалуется на подземные толчки, причиной которых считают уничтожение боезапасов на чебаркульском полигоне. - Авт.)
В утешение военные показывали графики по загрязнению атмосферы над городом.

«Выброс диоксидов серы, водорода и азота в разы меньше, чем аналогичные выбросы от цветной металлургии или автотранспорта, но почему-то только у нас обеспокоенно спрашивают, не повредит ли это экологии», - недоумевает Николай Гостев. Наверное, вредит, но, повторимся, есть и другие, более загрязняющие атмосферу факторы.

Разумеется, полковника не могли не спросить об опасности ЧП с военным самолетом в небе над городом. Ответ последовал незамедлительно: «сушки», пожалуй самая «летающая» российская военная техника, давно изучены и освоены. Командир части с уверенностью говорит, что во всех последних инцидентах (а их немало, но об этом позже) с участием СУ пилотам удавалось увести машины в безопасные участки, после чего они катапультировались, а самолеты разбивались в безлюдном месте.

Насколько это утешительно звучит для челябинцев и жителей окрестностей города, предоставляем судить читателям.

СУровая машина

Поломки, проблемы на испытаниях и в полетах, авиакатастрофы преследовали самолеты СУ-24 с момента проектирования и создания. Чтобы понять масштабы, приведем простой пример: за восемь лет (2000 - 2008 годы) в России разбилось 11 самолетов типа СУ-24/СУ-24М. То есть в среднем больше одного в год. Для военной техники со стажем в тридцать лет - беспрецедентно много.

Впрочем, часть происшествий с СУ-24 можно смело списать на творившийся (и творящийся) бардак в перманентно реформируемой Российской армии.
Однако все равно СУ-24 среди летчиков слывет очень своенравной и капризной машиной.

Ни Николай Гостев, ни его подчиненные, естественно, не стали привлекать к этому факту внимания журналистов, чтобы не нервировать общественность. После того как в Хабаровском крае в августе 2007 года разбилась очередная «сушка» этого типа (пилоты катапультировались), главнокомандующий ВВС России даже вынужден был приостановить все полеты таких самолетов до выяснения причин аварии.

С причинами, видимо, разобрались, но уже через год СУ-24 упал в 38 километрах от Воронежа, летчикам также пришлось катапультироваться. Так что насчет контролируемости авиапроисшествий данного типа самолетов военные не лукавят, другое дело, что частота инцидентов все-таки зашкаливает, превышая все мыслимые пределы допустимого.

Что же касается того утверждения, что, дескать, до последнего времени все и всегда было благополучно и, значит, так будет и в дальнейшем, то оно вообще не выдерживает критики. Человек не раз и не два уже обжигался в процессе эксплуатации сложной техники и убеждался, что все казавшееся невозможным в один далеко не прекрасный момент оказывается сбывшимся.

Достаточно вспомнить последние события на японской АЭС - атомщики и сегодня говорят, что в Японии сложились, мол, слишком неблагоприятные условия, кто же мог предвидеть – и так далее в том же духе. Ровно то же самое говорилось и четверть века назад после аварии на Чернобыльской АЭС. Так что не аргумент в любом случае.

В общем, если не слюбится, то стерпится. Напоследок командир Николай Гостев привел еще и такой довод для перебазирования части в Челябинск, как развитую инфраструктуру города. Для офицеров, членов их семей, особенно жен, - немаловажный аргумент. Пока офицеры продолжают служить, женам нужно устраиваться на работу, воспитывать и обучать детей и так далее, а сделать это в большом городе, согласитесь, легче, так что и с этой стороны логика у чиновников Министерства обороны не хромает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру