В Челябинске завершается театральный фестиваль «Сцена-2025»

В этом году фестиваль отмечает свое 35-летие, продолжая традиции, заложенные еще в 1989 году. Юбилейный формат мероприятия включает не только показ лучших театральных работ, но и создает площадку для профессионального обмена опытом между деятелями культуры.

В Челябинске завершается театральный фестиваль «Сцена-2025»
Диана Малышева и Наталья Малышкина на записи подкаста. Фото: Григорий Макеев (Полит74)

О значимости фестиваля и его развитии рассказала Диана Малышева, руководитель Дирекции фестивальных и культурно-массовых мероприятий Челябинской области, в новом выпуске подкаста «Так культурно!». Беседу с ней провела журналист Наталья Малышкина, обсудив эволюцию театрального искусства Южного Урала за последние десятилетия.

НМ: Я хотела бы обратиться к истории фестиваля, которому исполняется 35 лет. Интересно, что в 1989 году инициатива его создания исходила от газеты «Вечерний Челябинск» при участии Союза театральных деятелей и критиков. Примечательно, что именно эта общественная инициатива постепенно переросла в масштабное областное событие.

ДМ: Это один из старейших театральных фестивалей России — немногие форумы сохраняют традиции более 30 лет. Он пережил все ужасы 90-х, ведь в сложные времена особенно важно объединяться вокруг вечных ценностей, неподвластных внешним обстоятельствам. Именно в такие периоды люди особенно тянутся в театр, чтобы поддержать актеров и режиссеров, которые продолжают творить вопреки всему. Академическое искусство всегда было духовной опорой — тем, на что можно опереться, когда тяжело. Вот почему фестиваль живёт уже почти 40 лет. Он поддерживает не только зрителей, но и сами творческие коллективы. Пусть «Сцена» и впредь остаётся этой важной опорой для всех нас.

НМ: Да, безусловно. А по какому принципу отбираются спектакли?

ДМ: Важно понимать, что «Сцена» — это фестиваль профессиональных театров, а не зрительский. Например, «Камерата» привозит в регион театры со всей России, и мы можем увидеть разные постановки. А наш фестиваль уже в 35-й раз показывает именно спектакли театров Челябинской области.

Сюда приезжает авторитетное жюри из столицы, которое смотрит все спектакли и формулирует экспертное мнение. Театр сам выбирает, какую премьеру последних лет представить, чтобы услышать профессиональную оценку.

Кстати, когда говорят, что на фестивале показывают спектакли для взрослых — это не значит, что они только для взрослой аудитории. Просто это не детские постановки. У нас сложилась практика: в один год театры представляют детские спектакли, в следующий — взрослые. Даже кукольный театр участвует в обеих программах, ведь куклы — это выразительное средство, способное передавать глубокие взрослые темы и эмоции.

Диана Малышева. Фото: Григорий Макеев (Полит74)

НМ: Организация церемонии награждения требует постоянного обновления. Как вам удается каждый раз предлагать новые идеи? Это заслуга вашей команды?

ДМ: Наша команда действительно великолепна. Церемония закрытия — особое событие, ведь в зале присутствуют театральные профессионалы, видевшие множество постановок. Создать для них запоминающееся мероприятие — сложная задача. Режиссером концепции уже несколько лет выступает Александр Малышев, актер кукольного театра им. Вольховского, обладающий уникальным сценическим чутьем. В этом году мы представим церемонию в стилистике усадьбы XIX века, вдохновленную атмосферой чеховских произведений и фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Мы преобразуем сцену театра кукол, чтобы погрузить зрителей в эту эстетику.

НМ: Участники церемонии наверняка поддержат эту творческую идею.

ДМ: Александр ежегодно создает уникальные концепции. После технологичной и современной церемонии прошлого года, сейчас мы готовим камерное мероприятие с атмосферой неторопливой дворянской жизни — с самоваром, чаем и вареньем.

НМ: Это возвращение к традициям русской усадьбы?

ДМ: Именно. И выбор не случаен — в афише фестиваля преобладают произведения русской классики: Гончаров, Гоголь, Астафьев, Булгаков, Лермонтов, Островский, Толстой, Глинка, Вампилов. Такая программа полностью соответствует выбранной стилистике.

НМ: Действительно, классическое наследие, включая Вампилова, органично вписывается в эту концепцию. Насколько значим наш фестиваль «Сцена» в контексте борьбы Челябинска за звание «Культурной столицы 2027»? Безусловно, для театров важна профессиональная оценка, но не менее существенна и имиджевая составляющая для всего региона.

ДМ: Регион, где существует такая устоявшаяся театральная традиция, как фестиваль «Сцена», безусловно заслуживает статуса культурной столицы. Это не единственное, но значимое достижение нашей области.

В регионе проходит множество театральных фестивалей, но «Сцена» занимает особое место — это профессиональная площадка для самих театров, в отличие от многих других событий, ориентированных преимущественно на зрителя. Уверена, что такие инициативы укрепляют культурный статус нашего города не только в 2027 году, но и в долгосрочной перспективе.

Ранее по теме: Магнитогорский драмтеатр представил «Утиную охоту» на фестивале «Сцена».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру