Курс «Основы российской государственности» внедряют в южноуральских вузах

С 1 сентября 2023 года в российских вузах началось преподавание курса «Основы российской государственности», разработанного ведущими учеными в рамках проекта «ДНК России». К 2024 году дисциплина была успешно внедрена в 90% государственных высших учебных заведений, а с 2025 года стала частью национального проекта «Молодёжь и дети».

Курс «Основы российской государственности» внедряют в южноуральских вузах
Фото: Александр Файрузов («ЧелябинскСегодня»)

Новый учебный курс направлен на формирование у студентов системы знаний и ценностей, связанных с принадлежностью к российскому обществу. Программа способствует развитию патриотизма и гражданской позиции, формированию духовно-нравственных основ личности.

В процессе обучения студенты изучают историю России в ее цивилизационном развитии, знакомятся с особенностями политической организации государства. Особое внимание уделяется осознанию молодыми людьми ответственности за происходящее в стране и пониманию перспектив самореализации в общественно-политической жизни.

Влияние курса «Основы российской государственности» на формирование мировоззрения молодежи оценили члены «Экспертного клуба Челябинской области».

Николай Дейнеко, председатель Общественной палаты Челябинской области, заявил, что введение курса «Основы российской государственности» представляет собой стратегически важную инициативу в сфере молодежной политики. По его словам, в регионе отмечается положительное влияние этой дисциплины на формирование у студентов целостного восприятия России как уникальной цивилизации с непрерывной историей.

«Ключевая задача курса заключается не в простом усвоении информации, а в создании прочной духовно-нравственной основы, осознанной гражданской позиции и понимания персональной ответственности за будущее страны», — подчеркнул Дейнеко.

Он сообщил, что в Челябинской области особое внимание уделяется практической составляющей и интерактивным форматам обучения. В образовательный процесс включены семинары-дискуссии, где учащиеся развивают навыки аргументации и поиска компромиссных решений, а также проектную деятельность, позволяющую реализовывать инициативы по развитию территории. Важным элементом стала совместная работа с музеями и архивами, способствующая эмоциональному восприятию исторического материала.

Дейнеко выделил три перспективных направления совершенствования курса: акцент на проблемном обучении и диалоге, обеспечивающем ответы на сложные вопросы студентов; создание содержательной преемственности со школьными занятиями «Разговоры о важном»; интеграцию анализа текущих вызовов, стоящих перед Россией, для понимания практического применения знаний.

«Такой подход позволит воспитать поколение, для которого патриотизм станет осознанным выбором и готовностью к активной созидательной деятельности», — резюмировал председатель областной Общественной палаты.

Николай Антипин, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области, отметил, что курс «Основы российской государственности» является относительно новым для системы высшего образования. По его мнению, результативность образовательных инноваций проявляется постепенно, и окончательные итоги можно будет оценить лишь спустя значительное время.

«В настоящий момент продолжается формирование системы гражданско-патриотического воспитания как в школах, так и в вузах. Необходимо учитывать, что студенты приходят в высшие учебные заведения с определенным багажом знаний и представлений, сформированных в школьный период», — пояснил Антипин.

Он высказал убеждение, что успешное освоение курса требует применения интерактивных форматов обучения. «Программа должна включать не только лекционные занятия и семинары, но и посещение музеев, просмотр тематических фильмов и спектаклей, знакомство с работой государственных органов и общественных институтов, экскурсии на промышленные предприятия, встречи с представителями различных профессий», — добавил архивист.

При этом Антипин признал организационные сложности такой работы: «Реализация подобного подхода сопряжена с определенными трудностями, особенно при большом потоке студентов. Существующие образовательные стандарты и регламенты зачастую ограничивают возможности преподавателей по выходу за рамки аудиторных занятий».

Евгений Жоров, проректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, отметил, что оценить влияние курса «Основы российской государственности» на формирование мировоззрения студентов в настоящее время представляет определенную сложность.

Для получения объективных данных потребуется проведение специальных педагогических исследований и анализ динамики за период не менее пяти лет.

«В настоящий момент можно констатировать успешную интеграцию этого курса в систему высшего образования России. Проводится масштабная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и руководства вузов. В целом университеты демонстрируют готовность к качественной реализации данной дисциплины и организации воспитательной работы в соответствии с традиционными российскими ценностями», — заявил проректор.

Жоров также подчеркнул необходимость дальнейшей работы по согласованию содержания различных учебных дисциплин. «Требуется четкое разграничение философского, исторического и культурологического материала между курсами. Важно предотвращать содержательные противоречия и дублирование, обеспечивать взаимосвязь дидактических единиц и формирование единой воспитательной концепции. Такая системная работа необходима для повышения эффективности мировоззренческого образования в нашей стране», — резюмировал представитель университета.

Ранее по теме: Южноуральские эксперты обсудили создание Института социальной архитектуры.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру